|
|
N°65, 15 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старший экономист
Михаил Фрадков выступил с первой стратегической речью на посту премьера
Есть такой анекдот. Мальчик спрашивает у папы: «Кто такой Карл Маркс?» Папа отвечает: «Сынок, это экономист». «Как дядя Жора?» -- переспрашивает мальчик. «Нет, дядя Жора -- старший экономист». Вчера в Совете Федерации случилась первая «проба пера» Михаила Фрадкова как «старшего экономиста» России.
Вчерашняя речь премьера в стенах верхней палаты впервые после назначения была самостоятельной и посвящалась не столько перетряске кабинета, актуальности административной реформы, преданности президенту и осознанию собственной роли в отечественной политике, сколько собственно экономике. В общем, как и положено настоящему премьер-министру.
Выступая перед сенаторами, премьер выполнил обещание, которое дал депутатам Госдумы в момент утверждения в должности, -- назвал пять приоритетов деятельности своего кабинета.
Во-первых, «решение назревших социальных проблем» (прежде всего, конечно, уполовинивание количества бедных -- их, по г-ну Фрадкову, через три года должно быть не более 10 млн человек).
Во-вторых, «создание системы управления, позволяющей эффективно реализовывать конкретные стратегические цели».
В-третьих, «создание жесткой среды, которая бы селектировала конкурентоспособные производства».
В-четвертых, «выработка конструктивного механизма взаимодействия бизнеса и государства». И наконец, в-пятых, «рациональное встраивание России в мировую экономику, позиционирование ее по отношению к мировым экономическим центрам силы». (Цитирование по первоисточнику. -- Ред.)
Сам кабинет министров г-н Фрадков на сей раз определил как «задающий орган». А «задающиеся» этим органом задачи призвал считать «практически безальтернативными». Помимо традиционных фраз о необходимости перехода от сырьевой экономики к экономике высоких технологий, о макроэкономической стабильности, о развитии «новых бизнесов», необходимости инновационного прорыва и т.п., премьер сделал несколько довольно неожиданных заявлений. В частности, он сказал: «Российский феномен -- работающие бедные». То ли недавнее брюссельское прошлое подвело премьера, и он забыл, что везде есть разные уровни жизни, есть бедные работающие мексиканцы и индусы, например. То ли спичрайтеры просто решили сделать речь первого министра поярче. В общем, у него вышло, что наличие работы -- стопроцентное лекарство от бедности.
Говоря о бедности, г-н Фрадков также указал на то, что «недостаток доходов, требующихся для выхода беднейших слоев населения на уровень прожиточного минимума, в прошлом году составил около 230 млрд рублей». И добавил: «Отсюда задача, которая должна быть решена: снижение за три года уровня бедности вдвое». Иными словами, либо правительство каждый год должно давать на бедность около 40 млрд из бюджета, либо все-таки придумать некую конкретную программу, как оно видит уполовинивание бедных.
Из новаций премьера можно отметить предложение «превращать сбережения в инвестиции». Механизм для такого превращения г-н Фрадков назвал один -- власть должна «терпеливо создавать доверие» к государству.
Для бизнес-сообщества новостей речь премьера не содержала. Собственно, политический сигнал он уже дал на прошлой неделе, встречаясь в стенах Российского союза промышленников и предпринимателей с крупным бизнесом: встраивайтесь и будьте социально ответственны.
Г-н Фрадков пояснил, что за договороспособностью бизнеса будет хороший пригляд контрольных и надзорных органов. Но и посоветовал, чтобы было больше самодисциплины и самоконтроля. Премьер высказался «за создание работающей модели социального партнерства государства и бизнеса», оговорившись, что речь не идет о благотворительности. Олигархам, мол, нужно только преодолеть недоверие общества к себе -- «легитимизировать свою собственность». Чем намекнул, что сегодня, видимо, она под большим вопросом.
«Правительство сформировано как прозрачный орган»
Из стенограммы выступления премьер-министра Михаила Фрадкова в Совете Федерации:
"Я пока еще достаточно новый председатель правительства и не претендую на объемный счерпывающий доклад".
"Правительство открыто, оно сформировано как прозрачный орган, и перед нами стоят задачи, которые, мы полагаем, будем решать со всеми уровнями управления".
"Высокие темпы роста (экономики) последних лет не отменяют фундаментального несоответствия наших возможностей и того, что происходит на самом деле".
"О том, что у нас далеко не все в порядке, красноречиво свидетельствуют цифры".
"Сейчас в мире настало время глубоких изменений. Эти изменения скрывают в себе не только угрозы, но и стимулируют большие новые возможности для развития России".
"Уважаемые члены Совета Федерации, задачи, которые предстоит решать нашему правительству, практически безальтернативны".
"Мы действительно будем рассматривать в четверг вопрос, я думаю, очень важный. Еще до конца даже мы не представляем, те, кто даже готовит этот вопрос на правительстве, какие последствия будут в зависимости от того, как мы этот вопрос рассмотрим, какие решения примем".
Вера КУЗНЕЦОВА