Время новостей
     N°81, 14 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.05.2001
Пармский маскарад приехал в Петербург
Вчера Мариинский театр показал новый спектакль -- оперу Верди «Бал-маскарад». Это вторая совместная работа режиссера Андрея Кончаловского и дирижера Валерия Гергиева. В отличие от первой -- «Войны и мира» Прокофьева, своей помпезностью рассчитанной на местного зрителя, -- вердиевская опера была сделана для Запада. Постановку заказал фестиваль, устроенный к столетию смерти Верди на его родине в Парме. Премьера спектакля, в котором приняла участие итальянская команда художников-постановщиков, прошла 31 января сего года в только что отреставрированном театре «Реджио» и сопровождалась неоднозначной реакцией местной публики. Патриотичные зрители с трудом выдержали русскую экспансию в творчество своего великого земляка.

К абстрактному оперному сюжету, по цензурным соображениям перенесенному либреттистами Верди из Швеции в Северную Америку, Кончаловский отнесся очень буквально. Образцом для постановки, по его собственным словам, послужила сатирически-морализаторская живопись Уильяма Хогарта и атмосфера Америки XVIII века -- «государства английских правителей, населенного в большей мере отбросами европейского общества».

В Питере, куда спектакль переносится с незначительными изменениями (сцена Мариинки больше, чем в старинном пармском театре), никакой неоднозначности быть не должно. По крайней мере в том, что касается музыки. Здесь никто не сомневается, что лучшего дирижера для Верди, чем Гергиев, сложно придумать. Год Верди Мариинка отмечает с должным размахом. К двум уже выпущенным в этом сезоне вердиевским премьерам -- «Макбету» и «Балу-маскараду» -- вскоре должна прибавиться еще и «Травиата».

Екатерина БИРЮКОВА