|
|
N°81, 14 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ни два ни полтора
На конкурсе «Евровидение» Россия заняла двенадцатое место
Впервые за все существование европейского телевизионного эстрадного конкурса «Евровидение» российский артист не попал ни в аутсайдеры, ни в лидеры. Представлявшая нашу страну группа «Мумий Тролль», одна из самых популярных групп на постсоветском пространстве, с песней Lady Alpine Blue (автор Илья Лагутенко), заняла самое среднее место из 23 возможных. Победителем конкурса в этом году стала Эстония: выступавшие дуэтом Танал Падар и Дэйв Бентон с англоязычным фанк-соул номером Everybody сумели обойти явных фаворитов нынешнего конкурса, датчан и греков. По сообщению Reuters, премьер-министр Эстонии Март Лаар поздравил артистов по телефону, сравнив их победу с олимпийскими достижениями прибалтийской республики. Политик также отметил, что «безусловно положительным моментом является тот факт, что популярная культура из Эстонии была показана такому количеству телезрителей». На футбольном стадионе «Паркен» в датской столице собралось около 38 тысяч зрителей, а шоу в прямой трансляции смотрели 120 миллионов телезрителей в 30 странах Европы.
Сколь ни обиден для российских любителей поп-музыки «никакой» результат наших соотечественников, надо признать всю закономерность случившегося. Не хочется умничать задним числом, поэтому сошлюсь на заметку в газете «Время новостей» от 30 марта, где было высказано сомнение в победе «Мумий Тролля» из-за их явного несоответствия стандартам «Евровидения». Как бы ваш обозреватель ни относился к группе, надо признать, что лидер «мумиков» Илья Лагутенко на фоне большинства выступавших выглядел самым живым, настоящим и харизматичным. Он пел по-английски с каким-то странным восточным акцентом (Лагутенко по образованию, кстати, синолог), что, тем не менее, добавило некоего шарма. Во время выступления певец корчил рожи и бегал по сцене, в то время как остальные выступавшие в основном были неподвижны, как хор мальчиков. Как бы то ни было, но своеобразие российского представителя было оценено лишь Мальтой, жюри которой записало «троллям» 2 балла, Грецией (5 баллов) и прибалтийскими республиками, из которых Эстония «отстегнула» 4 балла, а две другие республики оказались более щедрыми -- 10 баллов даровала Литва и 8 -- Латвия. Результаты латвийского жюри оглашал приятель Лагутенко, солист группы Brainstorm (Prada Vetra), которую называют «латышским «Мумий Троллем».
Вообще, короткая история участия России в «Евровидении» есть наглядное отражение желания нашей страны во что бы то ни стало заявить о себе как о производителе современной поп-музыки. Это же уму непостижимо: огромная европейская страна с, извините за банальность, богатейшей музыкальной культурой, посылает свою самую востребованную группу на телеконкурс артистов третьего ряда, которым и пойти-то больше некуда. И еще все надеются, что таким образом наши завоюют Запад. Почему? Только представьте себе, что Великобритания, самая «рок-держава», послала бы в Копенгаген не ту девочку, которая от них выступила (кстати, соавтор ее песни -- довольно известный в прошлом рок-н-ролльщик Расс Боллард), а, скажем, популярную рок-группу Oasis. Таких абсурдных сравнений не делал только ленивый, но до нашего шоу-бизнеса идея эта доходит как до жирафа. И не надо говорить, что «Евровидение» -- площадка для контакта с западным звукозаписывающим бизнесом, и ссылаться при этом на Алсу -- к ней Universal бог знает сколько времени присматривался, прежде чем подписать контракт, а успех ее стал просто рекламным штришком в массированной промоутерской кампании. Данный конкурс -- развлечение для телезрителей, что само по себе и неплохо, смесь незатейливых песенок и спортивного азарта. Но зачем же стулья-то ломать?!
Единственное настоящее открытие за всю историю конкурса -- это «Абба». На эту тему есть даже расхожая шутка: дескать, кто бы ни победил в данном году, все равно победителем на веки вечные останется знаменитый шведский квартет.
Александр БЕЛЯЕВ