|
|
N°81, 14 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Платон по-русски
В Музее архитектуры проходит выставка «Новоновосибирск»
Модные в среде политиков идеи Великой России и переноса столицы, никогда не пользовавшиеся особой популярностью в художественной среде (чьи традиционные прозападные настроения можно объяснить хотя бы тем, что большая часть проектов осуществляется на иностранные деньги, поскольку наших нет), наконец, получили арт-оформление. Три художника (Алексей Беляев-Гинтовт, Андрей Молодкин и Глеб Косоруков) придумали проект новой российской (она же евразийская) столицы -- Новоновосибирска. Подвели под него идеологическую базу (ключевые слова: Срединная Держава, русская зима), подобрали эстетику (классика, неоакадемизм, «золотое сечение»), создали идеал нового человека (молодые, красивые, крепкие, позитивные юноши), сопроводили все это маршем (его автор Дмитрий М. Шостакович, внук, название придумал соответствующее -- «Наша победа») и воплотили в фотографиях и картинах, виртуозно нарисованных синей шариковой ручкой. Собственно эти гигантские картины и фотографии и показаны на выставке в Музее архитектуры.
Авторы проекта подают его как образец классической утопии. В Новоновосибирске будет царить мир и править служители муз. ЦПКиО будет носить имя Платона, речной порт -- Бердяева, а центр управления полетами -- Федорова. Космодром будет иметь вид гигантского парящего белого лебедя. А над всем городом будет возвышаться стометровая статуя Аполлона Бельведерского с ракетной установкой за спиной (ракеты, правда, предназначены лишь для того, чтобы регулировать метеорологические условия). Но у зрителей возникают другие, отнюдь не платоновские ассоциации -- новоновосибирская утопия легко переходит из области классики в область тоталитаризма и фашизма.
Отдельные части проекта демонстрировались и раньше -- на московской ярмарке «Арт Манеж», на парижской Paris Photo (где фотографии «новых людей» с обнаженными торсами пользовались большим спросом у немецких коллекционеров и французских гомосексуалов), в Госдуме, которая мало того что выставила у себя одну из картин, еще и поддержала сам проект (его рекомендовал комитет по госстроительству), и на страницах газеты «Лимонка». Затем имеющиеся части были собраны и представлены в Русском музее в Петербурге, а теперь вот в Москве. В Музее архитектуры выставка оказалась потому, что авторы проекта намереваются в скором времени перейти от идеологии и эскизов к разработке проектной документации. Ну-ну.
На вернисаже авторы проекта выпустили дюжину белых голубей -- мира, надо думать. Предполагалось, что они полетят в Кремль и сообщат президенту о надвигающихся геополитических реформах. Но не полетели: напуганные то ли публикой, то ли самим искусством, голуби попрятались в листьях мраморных капителей и загадили классические залы музея. Что симптоматично само по себе.
Николай МОЛОК