|
|
N°64, 14 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Бегает куда хочет»
Заместитель начальника Генштаба Юрий Балуевский сравнил НАТО со злой собакой
Едва ли не главный вопрос, беспокоящий сегодня российский Генеральный штаб, -- что последует за очередным расширением НАТО, конфронтация или сотрудничество? Наши аналитики в погонах отслеживают процессы, идущие в глубинах Альянса, пытаясь определить, куда будет трансформироваться НАТО -- в сторону политического или военного союза. Исходя из этого, высшие армейские чины готовят предложения политическому руководству. Одна из таких рекомендаций -- не допустить изоляции России. Конечно же, не размахивая при этом оружием. «Мозг армии», если верить вчерашним заявлениям первого заместителя начальника Генштаба генерал-полковника Юрия Балуевского, -- за сотрудничество. Натовские коллеги позицию генерала Балуевского разделяют.
Перспективы сотрудничества военных России и Альянса, по словам генерал-майора Юрия Портянникова из Главного оперативного управления Генштаба, весьма широки. Разрабатывается единый план действий для выработки оперативной совместимости войск и подготовки отдельных подразделений к совместным действиям. Это может быть группа штабных офицеров для руководства совместными операциями, мотострелковый батальон, эскадрилья, танковая рота...
В прошлом году россияне и натовцы провели более 20 совместных акций, в этом их будет уже 35. В профессионализме наши офицеры нисколько не уступают натовским, а иногда и превосходят, только вот иностранными языками не владеют. Чтобы овладели, Минобороны организует соответствующие курсы. Словом, отношения между бывшими противниками, как сказал генерал Портянников, развиваются по известному в армии ускоряющемуся алгоритму «ползком -- пешком -- бегом». То ли еще будет. В мае в США на военной базе в Норфолке на конференции подведут итоги полуторагодичному сотрудничеству и определят дальнейшие формы «военно-политического» сосуществования.
Однако у обеих сторон остаются друг к другу неприятные вопросы. У НАТО живой интерес и опасения вызвала одна фраза из нашумевшего минобороновского труда «Актуальные задачи развития вооруженных сил России», увидевшего свет осенью прошлого года. Записано в документе примерно так: если НАТО сохранится как военный альянс с существующей сегодня наступательной военной доктриной, Россия вынуждена будет изменить военное планирование, принципы строительства вооруженных сил, включая ядерную стратегию. До сего дня натовцы ждали, не смягчится ли партнер. Однако генерал Балуевский сказал как отрезал: «Эта фраза актуальна и сегодня».
Тем не менее «настороженное» сотрудничество продолжается. К примеру, готовится договор о статусе сил. Но в нем речь идет не о размещении подразделений НАТО на территории России и наоборот, как это было понято многими после заявления министра обороны Сергея Иванова в Норфолке, а только о возможном транзите воинских формирований Альянса через территорию России. Причем исключительно для проведения совместных миротворческих, антитеррористических и спасательных операций. И ничего другого.
В марте этого года исполнилось 50 лет со дня обращения Советского Союза о вступлении в НАТО. Тогда были получены ответы американцев и англичан, написанные под копирку: мол, вы всем грозите, поэтому в Альянс не примем. Сегодня вопрос, вступать России или нет в НАТО, не стоит, убежден генерал Балуевский. Поскольку мы сами сможем себя защитить. Да и для Соединенных Штатов НАТО -- уже не стратегический приоритет. «Структура, в которой находится более чем шесть объектов управления, фактически неуправляемая», -- блеснул знанием основ менеджмента первый заместитель начальника Генштаба. Положение усугубляет то обстоятельство, что решения в НАТО принимаются консенсусом.
И вообще, разоткровенничался генерал Балуевский, путь создания военно-политических блоков -- тупиковый. Тут стратегически мыслящий военачальник вошел в противоречие с самим собой: как быть с Организацией Договора о коллективной безопасности, в которую входят шесть стран СНГ, в том числе и Россия? Однако эта организация, пустился в софистику г-н Балуевский, не более чем региональное объединение государств, а штаб ОДКБ предназначен скорее не для планирования боевых действий, а для координации военного сотрудничества.
Виртуозно вышел генерал еще из одного затруднительного положения. В Римской декларации, где оговорены принципы сотрудничества России и НАТО, прописано, что их отношения развиваются на основе доверия и партнерства. Тогда резонен вопрос: чего огород городить по поводу размещения сил НАТО в Прибалтике? На это Юрий Балуевский рассказал притчу: «Мы с вами соседи по даче, а у вас злая собака, которая бегает, куда хочет. Поэтому у меня есть повод для опасений».
Николай ПОРОСКОВ