|
|
N°64, 14 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Честная ничья
Юбилейный фестиваль закончился
Это был очень хороший фестиваль, может быть, лучший из всех за прошедшее десятилетие. Он славно начался и славно кончился. Новый министр культуры Александр Соколов аккуратнейшим образом провалил процедуру вручения наград (он изо всех сил изображал этакого бонвивана, который, между прочим, является государственным деятелем), но процедуры вручения никогда не были для «Маски» главным событием. Этот фестиваль -- праздник театральных мастеров, хорошо знающих цену себе и друг другу. И решения жюри мастеров, конечно, волнуют, но в ежедневной работе они ничего не меняют. Тем более что мастерам известно: фестивальные награды распределяются по справедливости лишь в исключительных случаях.
Возможно, десятую «Маску» надо считать именно таким случаем.
В последние годы (особенно в прошлом сезоне) драматические театры словно с цепи сорвались. Казалось бы, течет тихая, заслуженно спокойная жизнь, все всем довольны -- так нет же. Малый, Александринский, МХАТ, «Современник» -- надежнейшие оплоты милой, уютной рутины -- вдруг начали рыпаться и раз за разом доказывать: к современному искусству мы имеем самое непосредственное отношение. Это вам только кажется, что мы уже утихли. Мы еще воюем.
Главный приз фестиваля получила Александринка. Правильнее сказать, его получил Валерий Фокин, меньше года назад согласившийся владеть этим театральным броненосцем и постараться поднять его со дна. Первым спектаклем Фокина в Александринском театре стал «Ревизор» -- странная и отчасти жуткая попытка соединить идеи Мейерхольда с текущей театральной реальностью.
Эта затея никоим образом не могла удаться. Она удалась.
И пусть кому-то (пусть даже я -- один из этих «кому-то») представляется, что «Правда -- хорошо, а счастье лучше» в Малом театре, или «Дядя Ваня» в МДТ -- Театре Европы, или «Вишневый сад» Някрошюса являют собою более важные художественные события, браниться с жюри не стоит. Десятая «Маска» тем и замечательна: победоносцем мог оказаться любой спектакль -- вправду любой, не считая, разумеется, тех глупостей, которые из года в год привозятся на фестиваль для комплоту. Можно сказать: состоялся фестиваль важных театральных событий.
Чулпан Хаматова («Маска» за лучшую женскую роль в спектакле «Мамапапасынсобака», театр «Современник») -- это правильно и важно. Сергей Курышев (додинский «Дядя Ваня») -- да, наверно, так же правильно. Учитывая то, как Бочкарев играл своего мудрого солдата и весь Малый театр пылал от счастья, учитывая гениальную игру Евгения Миронова в «Вишневом саде»», я могу только признать: пусть будет то, что случилось. И пусть это будет как можно дольше, дольше.
И еще несколько наград
«Золотая маска» в номинации «Спектакль малой формы» досталась новосибирскому театру «Глобус» за спектакль «Двойное непостоянство» (режиссер Дмитрий Черняков). Актриса Ольга Цинк, сыгравшая главную роль в этом спектакле, удостоилась специального приза жюри. Спектакль Центра драматургии и режиссуры «Пленные духи», номинированный в той же категории, получил Приз зрительских симпатий.
Две «Золотые маски» отправились в вильнюсский театр Meno Fortas. «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса удостоен приза театральных критиков и журналистов, аккредитованных на фестивале. «Времена года Донелайтиса» признаны лучшим зарубежным спектаклем.
Спектакль Малого театра «Правда -- хорошо, а счастье лучше» получил специальный приз жюри драматического театра за лучший актерский ансамбль.
В категории «Новация» победил «Кислород» московского Театра.doc.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ