Время новостей
     N°63, 13 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.04.2004
Железный шелковый путь
Россия снова не договорилась с корейцами о соединении Транссибирской и Транскорейской магистралей
Очередные переговоры по проекту соединения Транссибирской и Транскорейской магистралей в единый транспортный мост между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прошедшие вчера в Москве, не принесли никаких конкретных результатов. Как сообщил президент «Российских железных дорог» Геннадий Фадеев, «встреча на уровне представителей железнодорожных администраций, финансовых ведомств и министерств иностранных дел трех стран состоится в Москве в конце апреля», где проект будет обсуждаться во всех подробностях. Этой встречи Россия, КНДР и Южная Корея пытались добиться более трех лет из-за политических разногласий между двумя корейскими государствами. Г-н Фадеев неоднократно говорил, что соединение Транскора с Транссибом позволит перетянуть грузопотоки в Европу на железную дорогу с других видов транспорта (вдвое сократит сроки и затраты на перевозки), что принесет России 2 млрд долл. в год.

«До сих пор были только двусторонние встречи, -- пояснил г-н Фадеев, -- все они были на позитивной основе». Представители КНДР не участвовали во вчерашних переговорах, поскольку инвестировать в проект (по оценке российской стороны, его стоимость составляет более 2 млрд долл.) будут именно Россия и Южная Корея. «Северной Корее все равно, кто будет вкладывать деньги и какой будет выбран вариант, -- у нее все равно нет средств», -- пояснили газете «Время новостей» в РЖД.

Впрочем, единого подхода к реализации проекта у России и ее партнеров до сих пор нет. Из имеющихся вариантов проекта по слиянию Транскорейской магистрали с Транссибом, которые предусматривают выход Транскорейской магистрали на Транссиб в районе Хасана, правительства корейских стран, по словам г-на Фадеева, поддерживают восточный вариант, в то время как Россия считает более оптимальным центральный. Принципиальная разница между ними в том, что маршрут центрального пролегает через Пхеньян, а восточного -- через восточное побережье Корейского полуострова. «Маршрут, который устраивает Южную Корею, минует все промышленные районы этой страны, -- поясняет источник в РЖД, -- и пролегает в арендованной южными корейцами на 50 лет туристической зоне в районе Алмазных гор (КНДР). Изначально было ясно, что этот вариант не направлен на осуществление транзитных (грузовых. -- Ред.) перевозок». Получается, что в этом случае Россия может и вовсе распрощаться с планами по загрузке Транссиба. А г-н Фадеев вчера заявил, что центральный вариант «более выгоден и проходит через основные грузообразующие регионы Кореи». К тому же, добавил президент РЖД, для его реализации потребуется два-три года, в то время как для восточного -- десять лет. Однако южнокорейский посол в России Кон Тэ Ик по-восточному дипломатично ответил: «В Сеуле исходят из того, что при выборе маршрута каждая страна должна определить для себя наиболее выгодный экономически вариант».

Начиная с 2000 года, когда впервые широко заговорили о выходе на Транссиб и соединении Южной Кореи с Северной, в качестве альтернативных вариантов проекта рассматривались северный (соединение корейских государств по восточному побережью полуострова с выходом на Дальний Восток России) и южный (по западному побережью через территорию Северо-Восточного Китая). Власти Южной Кореи изначально отдавали предпочтение южному варианту, поскольку он «спрямлял» путь в Европу. России же он был невыгоден, поскольку фактически отбирал львиную долю транзитных платежей. Однако теперь, как говорит источник в РЖД, «проект строительства дороги через Китай уже находится в стадии реализации, и выйдет ли он на Транссиб (как раньше предполагалось, через Забайкальск. -- Ред.) -- неизвестно, поскольку проект осуществляется в контексте внутренних связей Южной Кореи и Китая». Так что, судя по всему, вопрос уже окончательно решен не в пользу России, и рассматриваемые ранее альтернативные проекты будут сосуществовать одновременно.

Какой вариант соединения с Транссибом будет выбран, пока остается непонятным. Но тот факт, что встреча по этому вопросу пройдет в Москве, обнадеживает, что интересы российской стороны не останутся без внимания.

Яна ВИКТОРОВА