|
|
N°81, 14 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трофеев больше нет
Вывезенные после войны ценности теперь называют только компенсациями
После длительной паузы российское правительство решило поставить точку в длительных спорах о возвращении культурных ценностей, оказавшихся на территории нашей страны после Великой Отечественной войны. Вывезенные картины, скульптуры, архивные документы больше не будут называть трофеями, в официальных документах они будут обозначены, как «компенсация», и власти намерены использовать их с максимальной пользой. Изменение идеологии по отношению к захваченным ценностям обсуждалось на днях на первом заседании созданного под эгидой Минкультуры межведомственного экспертного совета по вопросам перемещенных культурных ценностей. Руководителем совета стал министр культуры Михаил Швыдкой, а его экспертами -- директора крупнейших российских музеев и известные ученые. Именно от их решения теперь будет зависеть, какие произведения искусства и на каких условиях будут возвращаться довоенным владельцам или наследникам.
Как известно, вопрос реституции захваченных во время войны Советским Союзом ценностей остается одним из наиболее болезненных и часто поднимающихся в ходе международных переговоров. За последние 10 лет в позиции России ощутимых сдвигов не наблюдалось. Вызвано это было во многом тем, что и внутри страны не было единого мнения по этому вопросу. В частности, прежнее руководство Минкультуры было против безусловного возврата трофеев прежним владельцам. Еще более жесткой была позиция законодателей -- предыдущий состав Госдумы сделал все, чтобы возвращение экспонатов стало нереальным. Согласно начальному варианту законопроекта «О культурных ценностях, перемещенных в СССР», произведения искусства могли быть возвращены, если требования о реституции были заявлены до 1948--1950 годов (сроки заключения мирных договоров), а претензия по поименному списку ценностей -- до октября 1999 года. Более уступчивый по отношению к Западу экс-президент Борис Ельцин дважды накладывал вето на этот закон, и в результате в качестве арбитра пришлось выступить Конституционному суду. Судьи были склонны поддержать президентскую сторону и летом 1999-го постановили: несоблюдение сроков, указанных в мирных договорах, более не может служить основанием для невозврата ценностей. Решили также, что памятники истории и культуры могут быть возвращены даже в бывшие неприятельские государства, если они принадлежали религиозным организациям, жертвам нацизма, являются семейными реликвиями. Однако никаких практических шагов за этим не последовало.
Лишь недавно правительством Михаила Касьянова был найден компромиссный вариант. 11 марта 2001 года издано постановление, регламентирующее новый порядок предоставления претензий на возвращение культурных ценностей, распущена Государственная комиссия по реституции и создан межведомственный экспертный совет, которому предстоит решать, как для России наиболее выгодно использовать перемещенные коллекции. Все достигнутые ранее договоренности -- в частности, о возвращении архивных документов Великобритании, Лихтенштейну и Франции -- были аннулированы.
На первом заседании совета решено закончить в течение двух лет полный учет всех художественных произведений, архивных документов и книг, находящихся в российских государственных хранилищах. Параллельно ведется работа и по поиску российских экспонатов, вывезенных нацистами за рубеж. Уже изданы пять томов «Сводного каталога» на русском и английском языках: «Екатерининский дворец», «Павловский дворец», «ГТГ и Русский музей», «Утраченные архивы». В стадии производства тома по Петергофу, Орловскому музею и книжным коллекциям. Завершается подготовка каталогов по Новгородскому, Псковскому, Смоленскому, Воронежскому и Острогожскому музеям. Кстати, благодаря этой работе уже удалось обнаружить в США, Австрии, в Латвии ряд уникальных картин, икон и скульптур. Среди них, например, чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери. Сейчас уже ведутся переговоры об их возращении в Россию.
Как пояснили корреспонденту газеты «Время новостей» в Минкультуры, новая идеология подразумевает, что возврат ценностей владельцам будет проходить «на взаимовыгодной основе». Это означает, что первыми их смогут добиться те, кто обратится к России не с претензией, а с предложением. И подобная политика уже дает положительные результаты. В частности, на последних переговорах об обмене художественными ценностями между Россией и Германией достигнута договоренность о восстановлении церкви Святого Успения в Великом Новгороде и ее уникальных фресок. Предполагается, что деньги на это дадут немецкие промышленные круги. В ответ российской стороной рассматривается возможность возвращения хранящихся ныне в Эрмитаже витражей из собора Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере. Есть также договоренность с семьей Ротшильдов о возвращении их семейного архива, конфискованного в 1938 году в Вене нацистами, а затем перевезенного в Россию. В обмен Ротшильды передадут России 12 тысяч страниц личной переписки Александра II.
СПРАВКА:
Стоимость перемещенных в СССР в ходе второй мировой войны ценностей составляет, по оценке немецкой стороны, около 56 миллиардов долларов.
Многое было возвращено в 40--50-е годы. Например, ГДР получила в 1955 году отреставрированные нашими специалистами картины из Дрезденской галереи: около 2 миллионов единиц хранения. В 1991--1995 годах Германии, Франции и другим странам было передано немало книжных собраний, коллекций картин и архивных документов.
Сейчас в государственных учреждениях России хранится еще около 250 тысяч произведений искусства, около 250 тысяч архивных материалов и более 1,5 миллиона книг. Среди них есть также захваченные немецкими войсками в 1939--1940 годах собрания картин, библиотеки и архивы Франции, Польши, Чехословакии, Нидерландов. Наиболее яркие произведения античного искусства (из коллекции Шлимана), западноевропейской живописи и графики выставлялись в ГМИИ им. Пушкина и Государственном Эрмитаже.
Сразу после войны СССР получил от США некоторые похищенные немцами произведения искусства, найденные в штольнях Южной Германии. Впоследствии советские ценности возвращали ГДР, Венгрия, Румыния и Финляндия. В последние годы из Германии в Россию вернулось немного. Из наиболее ценных возвращенных произведений эксперты выделяют мозаику и комод Янтарной комнаты, икону Псковско-покровская (Видение старца Дорофея), колокол Старой Руссы, портрет Басина работы О. Кипренского, акварель неизвестного художника XVIII века из Гатчинского дворца, акварель М. Зинчи из Александровского дворца Царского Села, рисунок художника Прянишникова из Третьяковской галереи.
Кирилл ВАСИЛЕНКО