|
|
N°81, 14 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хорошая взятка -- это искусство
Новое в практике российской коррупции
Информировать общественность о новых схемах и способах вымогательства взяток своими сотрудниками решило руководство московского управления Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП). Столь необычным, беспрецедентным для отечественных правоохранительных органов способом полицейские надеются хоть отчасти разрешить проблему коррупции в своих рядах, призвав на помощь тех, кто от нее страдает. То, что налоговики, как впрочем, и остальное российское чиновничество, берут взятки, конечно, не секрет. Однако, как отметили в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» представители Службы безопасности и борьбы с коррупцией (СБКК) столичного УФСНП, в последнее время ситуация становится все тяжелее. Дело даже не в том, что налоговая полиция -- орган «особый», занимающийся самым распространенным и весьма «политизированным» видом правонарушений. По наблюдениям сотрудников СБКК, из-за несовершенства законодательства, все возрастающего «профессионализма» коррупционеров и неверия их жертв в справедливость официальных органов взяточничество все чаще перестает подпадать под официальные рамки преступления.
По данным СБКК, за первые четыре месяца нынешнего года с официальными жалобами на вымогательство взяток со стороны налоговых полицейских к ним обратились всего 37 предпринимателей. Само по себе это немного, учитывая масштабы деловой активности в Москве. Однако самым парадоксальным оказалось то, что при проверке заявлений изложенные в них факты подтвердились только в одном случае. Даже не действующий, а бывший сотрудник налоговой полиции Центрального округа Сергей Кашнов якобы провел самовольную «проверку» одной крупной фирмы, «вскрыл» крупные недоимки и, грозя большими штрафами, якобы вымогал 10 тыс. долларов. При передаче денег он был задержан и теперь обвиняется в вымогательстве и получении взятки. Во всех остальных случаях, как заявили в СБКК, речь шла о провокациях -- когда бизнесмены, реально имеющие налоговые нарушения, таким образом пытались дискредитировать проверяющих их полицейских и избежать штрафов и уголовных дел. Оперативная же информация, как заявили сотрудники СБКК, наоборот говорит о том, что взятки-то столичные полицейские берут, причем довольно активно и изобретательно.
И именно поэтому, считают оперативники, люди боятся рассказывать о взяточниках -- все равно потом ничего не докажешь, а лишь наживешь лишние неприятности. На данный момент, по наблюдениям сотрудников СБКК, в Москве наиболее распространены два способа «наезда». Один, недавно документально зафиксированный сотрудниками СБКК, -- попроще и рассчитан на не очень смелых бизнесменов, обычно мелкого уровня. «Жертве» при проверке намекают, сколько надо заплатить, и назначают встречу где-нибудь на улице. Там, взяткополучатель заводит разговор о погоде и глазами показывает бизнесмену лежащий рядом пакет -- куда следует положить деньги. После рядом проезжает подросток на роликах или велосипеде, который просто поднимает сумку и быстро скрывается.
Другой способ, посложнее, рассчитан уже на более «тертых» коммерсантов. Все начинается все так же, с проверки. Но когда речь заходит о штрафах и несчастный сам предлагает «проблему уладить», намекая на вознаграждение, взяточники делают круглые глаза: за кого вы меня принимаете, да я вас могу за взятку упрятать лет на пять! После такой «обработки», когда жертва уже ничего не может понять, бизнесмену ненароком дают телефон, к примеру, адвоката, который может помочь. Адвокат же осторожно переадресует бизнесмена в аудиторскую фирму, которая впредь избавит компанию от подобных «бухгалтерских ошибок» за гонорар "всего" в 10--20 тыс. долларов.
Как признают сотрудники СБКК, при подобных схемах доказать связь между передаваемыми деньгами и конкретным полицейским, а потом довести дело до суда можно лишь при содействии "жертвы". Правда, предотвратить такое вымогательство руководство УФСНП легко может административными методами -- просто уволив вымогателя.
Александр РАСКИН