|
|
N°81, 14 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На свои
Российским правозащитникам впервые вызвался помочь богатый соотечественник
Финансовую состоятельность правозащитного движения в России сегодня уже напрямую связывают с доброй волей Бориса Березовского. В конце минувшей недели представители Фонда гражданских свобод, называемого чаще фондом имени олигарха в эмиграции, сообщили, кому именно будут направлены 10 миллионов долларов, которые г-н Березовский пообещал выделить для поддержки правозащитного движения. Это 163 провинциальные общественные организации: женские, экологические, комитеты солдатских матерей, помощи заключенным. Многим фонд намерен просто-напросто предоставить годовые бюджеты объемом до 15 тысяч долларов, причем ничего не требуя взамен.
Составляла заявку на материальную помощь комиссия, в которую вошли наиболее «раскрученные» защитники гражданских свобод. Они же на пресс-конференции поясняли, почему переход правозащитников на довольствие от Березовского можно назвать историческим. «Впервые общественное и гражданское движение в России начало финансироваться российскими деньгами», -- заявил президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. Его точку зрения разделяют руководитель Центра реформы уголовного правосудия Валерий Абрамкин и секретарь Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова. Причем последние подчеркивали, что получение западной помощи часто зависит от очень сложной процедуры написания заявки на английском языке, -- а это многим региональным организациям просто не под силу. Кроме того, из-за рубежа, как правило, выделяются деньги под конкретные программы, а для правозащитников, по словам г-жи Мельниковой, сейчас острее стоит вопрос оплаты телефонных счетов.
По поводу неоднозначно оцениваемой в России фигуры спонсора правозащитники, похоже, совершенно не комплексуют. Валерия Абрамкина, по его словам, убедил пример Елены Боннэр: «Она совесть России, и если у нее не возникло сомнений принять деньги Березовского, значит, ничего зазорного в этом нет». Судя по всему, этот пример убедил еще около 300 правозащитных организаций, претендовавших на благотворительные миллионы Бориса Березовского. Впрочем, пока поддержка Фонда гражданских свобод, созданного в конце 2000 года, была довольно скромной. Из средств фонда была оказана материальная помощь нескольким журналистам, которые «пострадали в результате своей профессиональной деятельности», закуплены на два года вперед билеты в драмтеатр для русских детей из Прибалтики, а также профинансирована программа "Рождество за решеткой", в ходе которой около 13 тысяч заключенных получили подарки.
Сам Борис Березовский тоже счел необходимым появиться на пресс-конференции. Правда, только на экране -- с помощью телемоста. Говорил он в основном о своих политических планах, но не забыл объяснить, почему хочет материально поддержать правозащитников. Гражданское общество г-ну Березовскому видится непременным условием достижения либерального будущего России. Поэтому он намерен помогать тем, кто способствует созданию такого общества. Причем олигарх особо отметил, что нельзя смешивать политику и правозащитную деятельность. «Если политика -- это искусство возможного, то правозащитная деятельность не допускает компромиссов в моральном плане», -- заявил он с экрана. И сообщил, что намерен возглавить либеральную оппозицию в стране. То есть и дальше заниматься политикой.
Ирина БЕЛАШЕВА