|
|
N°62, 12 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смерть в западне
Завтрашний день объявлен в Кемеровской области траурным. Кузбасс скорбит по жертвам аварии на шахте «Тайжина» в городе Осинники, где рано утром в субботу произошел мощный взрыв метана. По официальным данным на вечер воскресенья, в результате этой катастрофы погиб 41 шахтер. Еще шестеро вчера числились пропавшими без вести, но горноспасатели, учитывая силу взрыва и масштабы вызванных им разрушений в проходке, найти их живыми уже не надеялись.
В первые минуты после взрыва удалось спасти только шестерых горняков, которые работали поблизости от главного ствола шахты и потому не попали под завалы. За последние более чем пять лет это крупнейшая авария в отечественной угольной отрасли. Для расследования причин трагедии в Осинниках в субботу по поручению премьер-министра Михаила Фрадкова на место выехала комиссия Минпромэнерго во главе с руководителем Федерального агентства по энергетике Сергеем Оганесяном. Одновременно в Кемеровскую область прибыл замгенпрокурора по Сибирскому федеральному округу Валентин Симученков. Об очередной трагедии в Кузбассе было доложено и президенту Владимиру Путину. Присутствуя в ночь на воскресенье на пасхальной службе в храме Христа Спасителя, он попросил Алексия II помолиться за погибших шахтеров и спасение тех, кого еще найти не удалось (на тот момент были найдены тела только 28 погибших горняков).
По информации управления ГОЧС города Осинники, взрыв в шахте произошел около 6.55, когда там работала ночная смена. Всего в нее входили, как установили по спискам спасатели, 62 человека. Девять из них работали на поверхности, 53 должны были находиться под землей на самом дальнем, 2-м участке шахты на глубине 550--600 метров. В это время проходческих работ там не велось, и несколько бригад с вентиляционного, транспортного и других специализированных участков занимались профилактическим осмотром и ремонтом техники. На место сразу были стянуты все силы военизированного горноспасательного отряда Осинников, бойцы которого, спустившись в аварийный штрек для разведки, сразу обнаружили шестерых горняков. Четверо из них находились в тяжелом состоянии и срочно были отправлены в реанимацию с переломами, ожогами и черепно-мозговыми травмами. Двое же отделались лишь царапинами и синяками. По словам спасшихся шахтеров, они в момент взрыва работали рядом с основным стволом -- это их и спасло. Сначала они услышали хлопок, характерный для вспышки метана, затем нарастающий гул, после чего вырвавшаяся из глубины шахты мощная волна раскаленного воздуха и густой угольной пыли сбила их с ног и протащила по полу несколько десятков метров.
К девяти часам утра на «Тайжину» прибыло уже несколько отрядов горноспасателей из Новокузнецка, Междуреченска, Кемерова и Прокопьевска. Сразу после взрыва в шахте было нарушено электроснабжение и связь, кроме того, в выработках из-за высокой загазованности, поднятой пыли и начавшегося пожара видимость снизилась почти до нуля и почти невозможно было дышать. Поэтому в первые часы спасателям приходилось работать почти вслепую, постоянно сменяя друг друга. Лишь когда удалось восстановить вентиляцию, уже днем в субботу, специалисты смогли сориентироваться и определить как место эпицентра взрыва, так и район, где должна была находиться основная часть шахтеров. Участок этот находился почти в километре от основного ствола, но подойти к нему спасателям не удалось до вчерашнего вечера. Основной путь оказался прегражден завалом длиной несколько десятков метров. Уже к вечеру субботы горноспасатели попытались пробиться к отрезанным горнякам в обход, сделав под землей пятикилометровый крюк, но и там они наткнулись на обширный завал. В результате работы вчера велись уже с двух сторон -- со стороны собственно входа «Тайжины» и со стороны соседней шахты «Осинниковская», которая уже давно была соединена со злополучным 2-м участком, где произошел взрыв, небольшой перемычкой.
Вчера к вечеру спасатели извлекли из-под завалов тела уже 41 погибшего шахтера. Учитывая, что эвакуировать их приходилось вручную, на поверхность вчера удалось поднять лишь 32 тела. Те же, кто был найден в числе последних, по сообщению горноспасателей, были очень сильно обожжены. Впрочем, эксперты продолжали надеяться, что кому-то из еще не обнаруженных горняков удалось укрыться от огня и обвалов в многочисленных рукавах, отходящих от основного штрека. Но добраться туда горноспасатели рассчитывали только сегодня.
О причинах взрыва на «Тайжине» вчера толком ничего не было известно. Замгенпрокурора Симученков, комментируя ход следствия, только признал, что «следователям предстоит трудная работа». Как уже выяснилось, всего за полчаса до трагедии установленные в выработках датчики показывали, что концентрация метана в шахте была далека от опасной. Также неясно, что послужило причиной возгорания неожиданно скопившегося газа. Губернатор области Аман Тулеев, возглавивший штаб по ликвидации аварии, в субботу заявил, что причиной трагедии мог стать природный катаклизм -- искра от сдвига угольных пластов, которые периодически происходят на глубине и при которых, по словам экспертов, вырабатывается значительное количество тепловой энергии. Впрочем, г-н Симученков тут же жестко отреагировал на это: «Какие-либо комментарии и высказывания по данной трагедии, в том числе со стороны руководителей высокого ранга, не имеют никакого юридического значения и будут расцениваться как попытка оказать давление на следствие». Тем самым замгенпрокурора дал понять, что версию халатности или нарушения техники безопасности со стороны сотрудников самой шахты и вообще компании вовсе не собирается оставлять без внимания. И тут же сообщил, что уголовное дело по факту ЧП на шахте возбуждено по ст. 216-2 УК РФ -- нарушение правил безопасности при ведении горных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Стоит отметить, что «Тайжина», входящая в структуру ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь», до последнего времени считалась одной из самых благополучных шахт Кузбасса. По своим горно-геологическим условиям она не относилась к особо опасным (хотя по угрозе выброса метана в официальных документах была наделена высшей, так называемой «сверхкатегорией»), а по уровню оснащения современным оборудованием и механизации считалась наиболее передовой во всей области.
Алексей ГРИШИН