|
|
N°62, 12 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рынок ждет перемен
Страховщики обсуждают новую систему регулирования отрасли
Реформа правительства принесла страховому рынку изменение статуса контролирующего органа. На базе упраздненного департамента страхового надзора Министерства финансов создается новая Федеральная служба страхового надзора, тоже подчиненная Минфину. На первых порах основной интригой, сопровождавшей образование нового учреждения, была кадровая. 20 февраля на съезде Всероссийского союза страховщиков разразился скандал. С заявлением о плачевном состоянии дел в страховом бизнесе выступил бывший глава ВСС Геннадий Дуванов, возложивший ответственность за это на руководителей отрасли, занимавшихся, по его утверждениям, вымогательством по отношению к рядовым участникам страхового рынка и активным лоббированием поправок к вступившему в силу 17 января закону «Об организации страхового дела», ущемляющему права компаний. Эти обвинения были адресованы главе минфиновского департамента страхового надзора Константину Пылову. Г-ну Дуванову пригрозили судом, но реформа власти дала возможность решить кадровые вопросы «сверху».
Главой новой службы 25 марта был назначен Илья Ломакин-Румянцев, бывший руководителем департамента страхового надзора в 1998--2000 годах. Его кандидатура в контексте развернувшейся кадровой борьбы считалась нейтральной, а страховым сообществом была принята с одобрением. Считавшийся несомненным фаворитом Константин Пылов 6 апреля подал в отставку, а временное исполнение его обязанностей, до скорой ликвидации самого департамента, возложено на заместителя г-на Пылова Галину Ершову.
Минфин -- методист, ФССН -- контролер
Ввиду практической исчерпанности кадровой интриги внимание страхового сообщества переключилось на вопрос о структуре и полномочиях вновь созданной федеральной службы. Положение о ФССН пока еще не утверждено, однако основные черты реформы все же более или менее ясны. В основании -- последовательно проводимый принцип разделения правоустанавливающих и правоприменительных функций. Первые остаются прерогативой Министерства финансов, вторые передаются в ведение Службы страхового надзора, что отличается от ранее существовавшей практики совмещения этих функций в рамках профильного департамента Минфина. В целом участники страхового рынка относятся к этому положительно. «Совмещение функций, как показывает недавнее прошлое, недопустимо, -- считает заместитель гендиректора САО «Гефест» Александр Шахов. -- Практика, когда соответствующий орган сам устанавливает правила и сам контролирует их выполнение, может привести, по крайней мере теоретически, к злоупотреблениям и коррупции. Кроме того, для подобного совмещения нужны специалисты разного профиля: кто-то силен в методологии, а кто-то -- в контроле. Штат же упраздняемого департамента был ограничен, а страховых компаний много. И получалось так, что узкие специалисты занимались делами вне их специфической компетенции».
Ничего не имея против разделения полномочий, вице-президент ВСС и гендиректор ЗАО «Межрегиональное страховое соглашение» Семен Акерман все же выражает сожаление, что нормотворческие функции останутся именно за Министерством финансов. «Правовое управление Минфина, ничего не понимая в страховом деле, давало заключения на законопроекты, -- говорит он. -- Так получилось, например, с решением вопроса о перестраховании. Я рад тому, что теперь не будет отдельного департамента по страхованию, а эта сфера будет относиться к ведению нового департамента по финансовым рынкам Минфина. У них и так будет много работы в других отраслях, и ввиду ограниченности штата до нас не всегда дойдут руки. Может быть, они чаще, в том числе при нормотворческой работе, будут обращаться в ФССН, которой руководит Ломакин-Румянцев, человек опытный. Правда, многое зависит от того, кого назначат главой департамента. Если Беллу Златкис, то нам будет плохо: она не разбирается в страховании».
Зато в страховании, наверное, хорошо разбираются сотрудники финансово-бюджетных и налоговых служб Минфина, за счет сокращения которых министр финансов Алексей Кудрин на днях пообещал усилить Службу страхового надзора. По его словам, численность центрального аппарата новой службы составит 150 человек, а количество территориальных управлений страхового надзора планируется увеличить с нынешних 90 до 119. Это позволит сократить продолжительную процедуру выдачи лицензий страховым компаниям, которая сейчас занимает в лучшем случае месяцев девять. Однако пока что, как заявил на днях г-н Ломакин-Румянцев, этой службы нет даже на бумаге. «Она существует, к сожалению, в одном экземпляре, -- сказал руководитель ФССН, имея в виду себя. -- Думаю, в течение двух-трех недель появится ясность».
Лицензирование -- в хорошие руки
Пока ясности нет, Илья Ломакин-Румянцев предложил в порядке ликвидации очереди страховых компаний на получение лицензий два варианта. Первый -- перейти от лицензирования страховых продуктов (всего -- 23 лицензии) к выдаче генеральных лицензий, второй -- передать часть полномочий по лицензированию саморегулируемым организациям страховщиков.
Выдача генеральной лицензии, по мнению Семена Акермана, будет означать доверие ФССН к конкретному страховщику: «Ставить это дело на поток, разбрасываться генеральными лицензиями нельзя. Ее может получить компания, уже проработавшая на рынке не менее пяти лет, с большим и сбалансированным страховым портфелем. Конечно, выдача генеральной лицензии должна быть прерогативой федеральной службы, как и выдача первичных лицензий. Лицензирование же отдельных видов страхования вполне можно предоставить саморегулируемым организациям, которые в силах самостоятельно осуществлять мониторинг финансовой устойчивости отдельных компаний, соблюдения ими правил страхования и совершенных нарушений».
Вместе с тем, считает Александр Шахов, правом лицензирования должно обладать исключительно государство: «Предложение передать лицензирование организациям страховщиков есть попытка дистанцироваться от деятельности по регулированию страхового рынка, а значит, и уйти от ответственности. Нет деятельности -- нет ответственности. Государство все же должно использовать лицензирование как регулятор рынка. В противном случае легко представить себе ситуацию, когда страховая компания после лишения лицензии одной саморегулируемой организацией легко договаривается о получении с другой. А это бред».
Впрочем, чтобы подобная ситуация стала возможной, на страховом рынке должны появиться хотя бы две такие организации. Пока же к статусным профессиональным организациям можно отнести лишь Российский союз автостраховщиков, членство в котором в соответствии с законодательством является входным билетом на рынок ОСАГО.
Неудобный закон -- на доработку
Правда, спрос на саморегулируемые организации вполне может возникнуть со стороны самих участников рынка, которым нужен инструмент взаимодействия с регулирующими органами для обсуждения и коррекции отраслевого законодательства. Для страховых компаний эта проблема стала особенно актуальной после вступления в силу новой редакции закона «Об организации страхового дела», вводившей запрет на совмещение страхования жизни и перестрахования. В результате 816 компаний потеряли право заниматься перестрахованием, 100 -- право заниматься страхованием жизни и только десять выделили специальные компании для страхования жизни.
Сам Илья Ломакин-Румянцев уже дал сигнал к пересмотру некоторых норм неудобного закона, заявив, что последняя редакция, написанная в минфиновском департаменте страхового надзора, доказала, что существовавшая ранее модель соединения в одном государственном органе законотворческой и надзорной деятельности исчерпала себя, а требования по лицензированию перестраховочных операций следует перенести на 2007 год.
«Сам принятый поспешно закон был концептуально сыроват, -- считает президент Столичного страхового общества Павел Логинов. -- Сейчас, когда поменялась ситуация, настал удобный, по моему мнению, момент для его коррекции. Разделение видов страхования по принципу «жизнь -- не жизнь» станет актуальным для российского рынка лет через пять. Как и введенное этим же законом лицензирование страховых брокеров: рынок и так очень узок. К тому же я бы отменил запрет для брокеров представлять одновременно интересы страховщика и страхователя. И убрал бы норму, обязывающую гендиректоров компаний иметь экономическое или финансовое образование. По факту более 50% российских директоров имеют естественнонаучное, а многие -- юридическое образование. На получение профильного уйдут годы».
Александр Шахов, замечая, что новая редакция закона создавалась в соответствии с требованиями ВТО, говорит: «Страховое сообщество понимает неизбежность конкуренции с иностранными компаниями и готово к ней. Тем более что иностранцы вряд ли будут заниматься страхованием сложных рисков, сосредоточившись в основном на страховании жизни. Именно здесь не помешали бы законодательные протекционистские меры». В числе таких мер гендиректор группы «Альфа Страхование» Владимир Скворцов предлагает налоговые вычеты физическим лицам, купившим на собственные средства полисы долгосрочного страхования, а также возможность отнесения на себестоимость расходов юридических лиц, оформивших договоры долгосрочного (пенсионного или на срок свыше пяти лет) страхования жизни сотрудников.
Впрочем, законодательный пыл страховщиков вскоре может быть охлажден: по слухам, Константину Пылову, автору критикуемого закона, после отставки с поста руководителя департамента предложено заняться законотворческой работой.
Игорь ПОЛИЩУК