Время новостей
     N°81, 14 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.05.2001
На двоих
Правительство решило, как реформировать авиапром
На заседании в пятницу правительство сформулировало новый подход к реструктуризации авиационной промышленности. Принципиальная его новизна заключается в том, что фактически признается главенство субъективных интересов человека (директора завода) над голой технологической целесообразностью.

По предложению гендиректора Российского авиационно-космического агентства («Росавиакосмос») Юрия Коптева правительство решило сформировать два многопрофильных холдинга, каждый из которых будет заниматься и военными, и гражданскими самолетами, а также и вертолетами. Вице-премьер Илья Клебанов не исключил, что дальнейшую судьбу этих холдингов решит естественный отбор. «В конце концов, возможно, останется только один», -- сказал он.

Дискуссии о путях перестройки идут в авиастроительной отрасли с середины 90-х годов, когда окончательно рухнула система госзаказа, питавшая авиапром советского образца. За прошедшее с тех пор время сформировалось более или менее общепринятое понимание, что часть предприятий отрасли следует закрыть, а оставшиеся сгруппировать в крупные структуры холдингового типа. Но на практике директорам авиазаводов и конструкторских бюро трудно договориться о том, кто кому будет подчиняться в проектируемом объединении. Показательна в этом смысле история формирования Авиационного военно-промышленного комплекса (АВПК) «Сухой» на базе ОКБ им. Сухого и трех авиазаводов -- Новосибирского, Комсомольского-на-Амуре и Иркутского. Указ о создании АВПК президент Ельцин издал еще в 1996 году. Однако загнать КБ и заводы в рамки интегрированной структуры до сих пор не удалось. В этом году президенту Путину пришлось издать еще один указ о «Сухом».

Возникавшие время от времени идеи объединить «Сухого» с другим отечественным производителем истребителей -- Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ» встречали столь ожесточенное противодействие, что так и не продвинулись дальше стадии чисто теоретического обсуждения.

К заседанию правительства 11 мая Коптев подготовил два варианта новой структуры авиапрома. Первый предусматривал объединение предприятий в шесть холдингов по профильному принципу: разработчиков истребителей -- с другими «истребителями», вертолетчиков -- с вертолетчиками и т.п. Этот вариант благополучно буксует в разных секторах российского авиапрома уже вторую пятилетку. Сам глава «Росавиакосмоса» рекомендовал второй вариант: создать два многопрофильных самолето-вертолетостроительных комплекса холдингового типа (СВСК). СВСК-1 должен включать РСК «МиГ» (боевая авиация), ОАО «Камов» (вертолеты), АНТК им. Туполева (пассажирские самолеты), технологически связанные с ними авиазаводы «Авиастар-СП», «Авиакор», «Сокол», Казанское авиационно-производственное объединение -- всего 10 предприятий. Их прямые конкуренты будут сведены в СВСК-2. «Истребительный» куст этот второго холдинга составит ОКБ им. Сухого с тремя «своими» заводами (Новосибирским, Иркутским, Комсомольским-на-Амуре), «вертолетный» -- Московский вертолетный завод им. Миля и «Росвертол», «пассажирский» -- Авиационный комплекс им. Ильюшина и Воронежское акционерное самолетостроительное общество. Всего в СВСК-2 должно войти 15 предприятий.

При таком подходе внутри каждого из суперхолдингов нет прямо конкурирующих между собой команд, которые в противном случае вынуждены были бы либо «воевать на уничтожение», либо саботировать объединение.

Правительство поддержало Коптева и даже сочло необходимым ускорить реализацию его идей. Как сказал после заседания вице-премьер Клебанов, «Росавиакосмос» предлагал провести реструктуризацию до 2010 года, но правительство решило завершить ее уже в 2004 году.

Представители как АВПК «Сухой», так и РСК «МиГ» оптимистично оценивают свои возможности «переварить» проблемы менее успешных в коммерческом плане коллег из гражданского сектора. Однако в подходах двух фирм есть нюансы. Директор по общественным связям АВПК «Сухой» Юрий Черваков заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что в новый холдинг войдут только те производственные мощности, которые смогут быть загружены производством конкурентоспособного продукта. Взваливать на себя авиазаводы целиком АВПК «Сухой» не намерен.

Заместитель генерального директора РСК «МиГ» Андрей Мазуров, напротив, подчеркнул, что «МиГ» еще несколько лет назад сделал ставку на диверсификацию производства авиационной техники. "Решение, принятое правительством в пятницу, доказывает, что мы двигались в правильном направлении", -- сказал он корреспонденту газеты "Время новостей".

Структура продукции авиационной промышленности России в 2000 году

Военная авиационная техника и вооружение -- 69,5%

Гражданская авиационная техника -- 13,5%

Гражданская продукция и товары народного потребления -- 17%

Валовой объем продукции авиапрома, включая экспорт, -- 73,8 млрд руб.

По данным "Росавиакосмоса"

Михаил КУКУШКИН