|
|
N°81, 14 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Под губернаторским присмотром
ГАЗ согласился покупать заволжские моторы
Ночью в четверг после многочасовых переговоров генеральные директора ГАЗа и Заволжского моторного завода (ЗМЗ) Виктор Беляев и Александр Минеев подписали многострадальный договор о поставках двигателей. Подконтрольный «Сибирскому алюминию» ГАЗ, отказавшийся с 1 мая закупать по предложенной цене моторы принадлежащего «Северстали» ЗМЗ, продолжит сотрудничество по крайней мере до конца года.
Как сообщили газете «Время новостей» в пресс-службе ГАЗа, сторонам удалось договориться, что отпускные цены будут формироваться с учетом индекса инфляции и изменения цен на автомобили, оснащенные заволжскими моторами.
В пресс-службе ЗМЗ подчеркнули, что «руководство завода расценивает достигнутое соглашение как серьезный шаг в потеплении партнерских отношений между двумя предприятиями». Той же ночью отгрузка двигателей была возобновлена.
Накануне генеральный директор "Северстали" Алексей Мордашов попросил нижегородского губернатора Ивана Склярова помирить его с главой «Сибирского алюминия» Олегом Дерипаской. После того как две компании пришли в автомобильный бизнес («Сибал» получил контроль над ГАЗом и предприятием «Волжские моторы», а «Северсталь» -- над УАЗом и ЗМЗ), их интересы вошли в противоречие, поскольку моторные заводы «перекрестно» производят двигатели для конкурентов.
Руководитель пресс-службы ГАЗа Василий Сарычев сказал газете «Время новостей», что подписание договора не стоит связывать с визитом гендиректора «Северстали» к губернатору. Эту встречу он назвал «пиаровским шагом» Мордашова, поскольку «подписание договора состоялось бы независимо от вмешательства региональной власти». При этом пока, полагает он, «ГАЗу никуда не деться от ЗМЗ, но и ЗМЗ без ГАЗа развалится».
По словам главы "Северстали", у них нет альтернативы (доля ЗМЗ в поставках двигателей на ГАЗ составляет более 80%). А в пресс-службе ЗМЗ дали понять, что договор является-таки последствием визита Мордашова.
В последнее время ГАЗ заявляет о намерении увеличить производство дизельных двигателей от австрийской фирмы Steyr (с июля их производство увеличится до 1200 штук в месяц). Руководитель пресс-службы автозавода считает, что если в Steyr «поймут выгоду, они расширят производство и устранят для нас проблему с поставкой своих комплектующих, и тогда ЗМЗ будет еще труднее сохранять старые принципы работы, при которых они берут цены «с потолка».
Уже несколько месяцев взаимоотношения обеих компаний нельзя назвать безоблачными. Вложившей в ЗМЗ около 30 млн долл. «Северстали» приходится поднимать цену на двигатели и пытаться заставить ГАЗ брать их на новых условиях. В начале апреля ЗМЗ сам прекращал поставки, а его руководство заявляло в пресс-релизах, что «не хочет больше проявлять добрую волю». Тогда проблема разрешилась заключением договора между гендиректором ГАЗа Виктором Беляевым и Алексеем Мордашовым -- ГАЗ пошел на незначительное увеличение закупочной цены.
После приобретения «Сибалом» контроля над "Волжскими моторами", выпускающими двигатели для УАЗа, можно было предположить, что конкуренты будут сдерживать ценовые фантазии друг друга. Речь могла идти о перепрофилировании своих моторных заводов под собственные нужды или даже об обмене заводами-поставщиками двигателей. В частности, гендиректор ГАЗа Виктор Беляев заметил, что, «может быть, ГАЗ и переориентируется полностью на двигатели «Волжских моторов».
Наталья РЕЗОНТОВА, Нижний Новгород