|
|
N°61, 09 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Станцию "Маяковская" еще можно спасти
Сокуратор выставки, профессор Московского архитектурного института Наталия ДУШКИНА ответила на вопросы Сергея ХАЧАТУРОВА.
-- Как собиралась выставка?
-- Основные материалы -- из фондов Музея архитектуры. Многие специально отреставрированные к выставке чертежи показаны впервые. Уникальный материал -- рабочие чертежи из «Метрогипротранса», института, занимающегося проектированием метро. Они все выполнены на кальках, их реставрировали в Третьяковской галерее. Из самой ГТГ (ее филиала, Дома-музея Павла Корина) привезли материалы, связанные с проектированием станции метро «Новослободская». Немалая часть экспонатов -- из собрания семьи.
-- Какие временные границы выбраны?
-- Всего лишь 25 лет -- практически весь период активной творческой деятельности деда. Он очень мощно вошел в архитектуру начала тридцатых. Занял первое место в конкурсе на Дворец советов. Так же громко был удален с поля архитектурной деятельности после 1955 года, когда вслед за изданием ноябрьского постановления началась печально известная борьба с архитектурными излишествами. Последней крупной его работой является универмаг «Детский мир» на Лубянской площади. Потом он не брал авторство ни одного крупного объекта.
-- Сегодня наследие Алексея Душкина снова в опасности. Что делается для защиты построек архитектора?
-- Даже создание этой выставки и празднование юбилея Душкина являются акциями с целью привлечь внимание к судьбе работ архитектора, две из которых находятся в бедственном положении. Первая -- станция метро «Маяковская», которую намереваются занести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В станции сейчас долбят второй вход, конструкции уже находятся в зоне риска, активизировались плывуны и текучие грунты. В каталоге выставки специальный блок материалов посвящен актуальнейшим проблемам выживания станции метро «Маяковская». Вторая -- «Детский мир» -- по всей видимости, приговорена. Спасти ее можно только принятием на самом высоком правительственном уровне соответствующих решений, делающих посягательства на памятники истории и культуры невозможными. Это краеугольный камень проблемы. Ведь процессы разрушения и деградации Москвы идут намного быстрее, чем в самый мрачный советский период.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ