|
|
N°61, 09 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Встройка" века
Премьер-министр Михаил Фрадков лично проверил российских олигархов на благонадежность
Премьер Михаил Фрадков не побоялся приблизиться к крупному бизнесу. (Известно, что у российской власти в последнее время мода «равноудаляться» от олигархов.) Бизнес в долгу не остался и преподнес г-ну Фрадкову подарок.
Вчера, принимая высокого гостя, лидер Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский заявил о готовности своих коллег, именовавшихся до последнего времени олигархами, «широким фронтом» поддерживать государство в его социальной политике. Г-н Вольский также обещал премьеру активное соучастие крупного капитала в «искоренении бедности как национального позора» и помощь в «изменении перекошенного лица нашей экономики».
Премьер сразу понял главное. И в свою очередь заявил, что ему далеко не безразличны «заверения бизнеса во встроенности и социальной ответственности» -- вот только «почетче надо определиться с позицией и прийти к общественному согласию». Тут он добавил: «Совместить свой интерес с интересом общественности... Добавить справедливости во всем».
«Сейчас -- момент истины, -- подытожил свою вступительную речь премьер. -- Деньги у вас есть -- надо их использовать по уму». Иными словами, видимо, с их помощью искать дорогое премьерскому сердцу «общественное согласие».
Помимо выполненной им «на все сто» миссии отправки олигархам политического сигнала о необходимости приближать царство социальной справедливости на Руси глава исполнительной власти попросил их подумать и над «расшивкой узких мест» в экономике. Над расшивкой бизнесмены демонстративно задумались. Правда, не все.
Например, глава холдинга «Интеррос» Владимир Потанин решил все-таки гарантировать встроенность бизнес-сообщества в общий процесс. В его понимании это выглядит так: «Было бы идеально взаимодействовать с правительством».
Генеральный директор ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» Каха Бендукидзе «расшивал» в своей речи в основном налоговую реформу. И честно признался в том, что Россия -- «страна массовых налоговых преступников». «Да, вы, как налоговый полицейский, и сами это прекрасно знаете», -- намекнул г-н Бендукидзе на бывшую профессию г-на Фрадкова. Председатель совета директоров ООО компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска критиковал правительство за неправильную кредитно-денежную политику (бизнес не знает, сколько будет стоить рубль в конце года, и потому не может просчитывать свои проекты), за непродуктивное налогообложение ресурсных компаний и за умение давать простые советы, которые в итоге оказываются вредными. В частности, он сказал: «Я не понимаю, как бороться с бедностью». Точнее, г-н Дерипаска не понимает, как это собираются делать власти: «Они объявляют программу, под которую нет ресурсов».
Выслушав критику, которая свелась к двум тезисам (во-первых, налоговое бремя надо снижать не сумбурно, а последовательно, и, во-вторых, бюрократические барьеры следует устранить радикально), премьер Фрадков перешел в неожиданное наступление. Заявив, что всех крупных бизнесменов РСПП он знает, причем «в хорошем смысле слова», г-н Фрадков, что называется, от души спросил: «Вы готовы встраиваться?» И тут же уточнил: «Понятен ли вопрос?»
Вопрос был понятен. Собственно так же, как ответ. Готовность встраиваться отразилась не только на постолигархических лицах, но и в словах этих лиц. Олег Дерипаска ответил премьеру: «Мы морально готовы. Мы здесь живем. Но наше желание наталкивается на отсутствие возможностей». Управляющий директор по производству и технологии ОАО «ТНК--BP» Виктор Вексельберг вторил г-ну Дерипаске: «Мы готовы, мы умеем зарабатывать деньги. Мы хотим это делать с учетом интересов государства». И только Каха Бендукидзе решил, как обычно, выбиться из общего ряда: «У меня, правда, был обратный вопрос к премьеру. Насколько власть готова встраиваться в российскую действительность?»
Ответа на поставленный вопрос г-н Бендукидзе не услышал. А буквально через несколько минут Владимир Потанин в кулуарах объяснял журналистам, как неправильно на первой встрече с премьером задавать ему неудобные вопросы о незыблемости приватизации и невстроенности в процесс отдельных своих коллег по цеху.
Вера КУЗНЕЦОВА