|
|
N°120, 07 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нет, весь он не умрет
«Ромео должен умереть» на московских киноэкранах
В Соединенных Штатах Америки о существовании Джета Ли узнали в 1998 году, когда безжалостный азиат чуть было не победил самого Мэла Гибсона в четвертой серии «Смертельного оружия». Но наши зрители успели полюбить его как минимум лет на десять раньше -- пожалуй, даже раньше Гибсона. Тогда Джет еще не был Джетом (то есть «реактивным»), жил в континентальном Китае и отзывался на вполне китайское же имя Ли Лин Цзи. Отечественные тинейджеры того времени вряд ли помнили, как его зовут. Но каждое воскресенье прилипали к телеэкранам, где в приложении к «Клубу путешественников», телеальманахе «Вокруг света», показывали -- с продолжением, по десять-пятнадцать минут за раз -- изумительный художественный фильм «Боевые искусства Шаолиня». Ли, сыгравший там главную роль, носил одежды шаолиньского послушника и выделывал со своим телом такое, что даже бывалые завсегдатаи видеосалонов не могли закрыть рты от удивления и восторга. Позже они узнали, что Джет Ли несколько раз завоевал титул чемпиона мира по ушу, стал большой (второй по значимости после неизбежного Джеки Чана) гонконгской кинозвездой, покорил Америку в рукопашно-фантастической «Черной маске» и в конце концов перебрался в Голливуд. В этом году известный оператор Анджей Бартковяк (познакомившийся с Ли на съемках того же «Смертельного оружия») поставил «Ромео должен умереть» -- свой режиссерский дебют. Джету Ли досталась главная роль -- первая за его недолгую пока голливудскую карьеру.
Джет Ли, он же Хан Сунь, он же заявленный в названии Ромео -- сын влиятельного мафиози, сидящий (понятно, по ложному обвинению) в гонконгской тюрьме. В застенке он узнает, что его младший брат погиб за океаном в результате жестокого противостояния китайской и негритянской мафии. Хан Сунь бежит из тюрьмы (примечательно, что он, судя по всему, вполне мог сделать это и раньше, но в лучших традициях буддизма не особенно на эту тему переживал -- вроде того очень спокойного мальчика из анекдота, который заговорил только тогда, когда попробовал пережаренный бифштекс) и отправляется в Окленд, где незамедлительно начинает мстить всем подряд, а между делом влюбляется в дочь чернокожего «крестного» (новоявленную Джульетту играет рэперша Элайя). Вот, собственно, и все. Сюжетные хитросплетения выписаны настолько путано и в то же время дотошно, что разбираться в них нет никакого желания не только после, но и во время просмотра. И правильно. Не для того этот фильм был сделан.
Самое главное тут -- сам Джет Ли. Боевая машина пехоты -- дикая, но симпатичная. Его смертоносные руки и ноги, которые живут своей собственной отдельной жизнью. Его небольшое, но крепкое туловище, которое взмывает в воздух, игнорируя законы земного притяжения. Его ориентальное обаяние, которое невозможно скрыть даже в тех многочисленных эпизодах, когда Джету решительно нечего играть. И пусть Бартковяк с точки зрения большого искусства (да и в рамках жанра, признаться, тоже) сделал не самый выдающийся фильм -- это ничего не меняет. Джет Ли все равно остается настоящим героем и большим мастером. Усвоенные раз и навсегда уроки Северного Шаолиня не забываются даже по другую сторону Атлантики, в бездуховном и криминализированном мегаполисе. А роза пахнет розой. Хоть розой назови ее, хоть нет.
Премьера картины состоится сегодня в 19.30 в «Пушкинском»
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ