|
|
N°61, 09 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Юлия Тимошенко: «Дело Лазаренко -- чисто политическое»
Вчера парламент Украины так и не принял скандальный законопроект по политической реформе. Не хватило всего шести голосов (надо 300, а проголосовали «за» 294). Оппозиция утверждает, что эта реформа, направленная на ослабление президентской власти, выгодна прежде всего президенту. И возможно, Кучма снова предпримет попытку провести реформу. На вопросы газеты «Время новостей» в этой связи ответила Юлия ТИМОШЕНКО, лидер одноименного блока и ближайший соратник Виктора Ющенко, наиболее вероятного претендента на президентский пост осенью 2004 года. Она также объясняет, как влияет на украинскую ситуацию судебный процесс в США по делу экс-премьера Украины Павла Лазаренко.
-- Кто и зачем задумал эту реформу, законопроект по которой не приняли вчера?
-- Целью было лишить президента рычагов влияния на политическую ситуацию в стране. Окружение президента Леонида Кучмы добивается, чтобы в 2004 году украинцы избирали не вполне полноценного президента с резко ограниченными полномочиями. Президент не сможет назначать ни правительство, ни премьера. В случае реформы это право перешло бы в руки контролируемой олигархами Рады. Так власти страхуются на случай победы на президентских выборах кандидата от оппозиции.
-- Кто, на ваш взгляд, станет кандидатом от власти?
-- Окружение Кучмы будет бороться за пост президента, выставив единого кандидата на выборах 2004 года. Если до выборов они успеют все-таки провести реформу, то премьер Виктор Янукович будет уполномочен бороться за должность президента, которая становится второстепенной. Кучма, который надеется остаться у власти пожизненно, попытается занять пост премьера. После конституционной реформы премьер будет наделен чрезвычайными полномочиями. Главу администрации президента Виктора Медведчука большинство сделает председателем Рады. Нынешнему спикеру Владимиру Литвину при переделе власти ничего не достанется -- окружение Кучмы уже сбросило его со счетов. А если властям не удастся завершить конституционную реформу до выборов 2004 года, Кучма будет баллотироваться на третий президентский срок. В этом случае на посту премьера останется Янукович, или его сменит нынешний глава Нацбанка Сергей Тигипко, или министр транспорта Георгий Кирпа. Но мои прогнозы не означают, что уже есть такие договоренности.
-- Будет ли выдвинут единый кандидат от оппозиции -- вашего блока, «Нашей Украины» и Соцпартии Украины?
-- После провала этой реформы я уверена - единый кандидат будет. Шансы объединенной демократической оппозиции очень велики, и мы убеждены в победе.
-- США и Евросоюз высказались негативно по поводу третьего срока президента Кучмы. Насколько влиятельно международное общественное мнение?
-- Украинские власти не будут оглядываться на Европу и Америку, поскольку исходят из убеждения, что победителей не судят. Существуют же авторитарные режимы в Азербайджане или, к примеру, в Ливии. Если быть до конца объективными, то следует признать, что на Украине за свои интересы борются две страны -- Россия и США. Россия пока делает ставку на Кучму или его преемника. Однако не думаю, что российская позиция по отношению к Ющенко будет радикально отрицательной.
-- На слушании дела «США против экс-премьера Украины Павла Лазаренко» в Сан-Франциско фигурирует компания «Единые энергетические системы Украины» (ЕЭСУ), которую вы возглавляли. Она контролировала 50% украинского рынка продаж газа. Лазаренко покровительствовал ЕЭСУ?
-- ЕЭСУ работала на рынке газа не только во времена премьерства Лазаренко, но и во времена премьерства Евгения Марчука и после того. Это единственная национальная компания, которая справилась с колоссальными неплатежами украинских предприятий за российский газ. Мы не только погасили имеющиеся долги, но в 1997 году осуществили предоплату России за газ. Мы реализовывали газ на Украине за такую же цену, по какой нам его продавала Россия. ЕЭСУ удалось возобновить мощный поток украинских товаров на российские рынки. Однако, когда я заняла жесткую политическую позицию, Кучма, нынешний министр финансов Николай Азаров и другие лица из президентского окружения решили стереть меня и корпорацию ЕЭСУ с лица земли, подвергнув необоснованной и массированной компрометации.
-- Прокуратура США заявила, что ЕЭСУ создала сеть «вспомогательных» компаний на Западе, с помощью которых удавалось избегать налогообложения.
-- Корпорация ЕЭСУ была международной. В каждой стране, и на Украине в том числе, мы платили те налоги, которые предусмотрены законами этих стран.
-- Был ли Лазаренко акционером российской компании «Итера»?
-- Не знаю. Я могу отвечать только за себя.
-- Прокуратура США доказывает, что деньги, вырученные за российский газ, украденный на территории Украины, перераспределялись между высокопоставленными чиновниками Украины и России. Лазаренко же был чем-то вроде посредника в этих нелегальных операциях.
-- Заявления силовых структур США оценивать сложно. Однако мне кажется, что прокуроры всегда перебирают в одну сторону, адвокаты -- в другую. На этом зиждется любой судебный процесс. Думаю, что версия прокуратуры США -- преувеличение.
-- Насколько может повлиять дело Лазаренко на политические процессы на Украине и в России?
-- Дело Лазаренко -- чисто политическое. И оно будет влиять на украинские политические процессы так, как этого хотят люди, имеющие здесь определенные интересы. Что касается России, все зависит от того, какие обвинения и против кого подготовила прокуратура США. Я не могу это комментировать.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев