Время новостей
     N°61, 09 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.04.2004
Суд пошел негосударственным фарватером
Негосударственным морским лоцманам России удалось одержать победу в затяжном конфликте с государством, которое в июле 2001 года запретило деятельность частных «судовых проводников» в четырех ключевых портах: Санкт-Петербурге, Новороссийске, Калининграде и Мурманске. В ближайшем будущем частники, состоящие в Ассоциации морских лоцманов России, смогут вновь работать в этих стратегических гаванях. По иску ассоциации Конституционный суд 6 апреля признал пункт 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) России, а также постановление правительства №538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов" противоречащими Основному закону страны.

В «Росморпорте» -- агентстве, управляющем государственными активами в морских портах России, в том числе и государственными лоцманскими службами, газете «Время новостей» заявили, что не видят ничего страшного в возвращении «параллельных» частных лоцманских объединений в четыре спорные гавани. Однако в ближайшем будущем «Росморпорт» намерен инициировать снижение ставок оплаты лоцманских услуг в этих портах. Такое решение может лишить судебную победу частников экономического смысла.

По мнению конституционных судей, пункт КТМ о том, что "негосударственные организации по лоцманской проводке судов могут создаваться лишь с учетом особенностей, определяемых постановлением РФ, и действовать лишь в тех портах, которые устанавливаются правительством РФ", является "неопределенным и необоснованным".

Дело портовых судоводителей рассматривалось в связи с жалобой Ассоциации морских лоцманов России и Общества морских лоцманов Санкт-Петербурга. Примечательно, что ранее морские лоцманы уже обращались с этим делом в Верховный суд, который их жалобу не удовлетворил.

Конфликт между ними и государством произошел в июле 2001 года. Тогда правительство своим постановлением №538 велело частным лоцманам в четырех главных гаванях страны перейти на казенную службу. Чиновники обосновывали это решение тем, что частный лоцман тратит деньги только на свой катер, однако при этом бесплатно пользуется портовыми маяками, другими навигационными сооружениями и инфраструктурой, которая содержится за счет государства. Переход на госслужбу означал для лоцманов ощутимую потерю в зарплате -- в четыре-пять раз. Это спровоцировало трехдневную забастовку судоводителей, в результате чего в августе 2001 года работа портов Петербурга и Калининграда была полностью остановлена, а убытки грузовладельцев и стивидорных компаний исчислялись десятками миллионов долларов. В Петербурге 7 августа 2001 года около ста торговых судов застряло у причалов, а более 50 транспортов замерло у Кронштадтского приемного буя, откуда начинается портовый морской канал. В Калининграде в тот день из 20 судов лоцманы провели лишь один -- с больным на борту.

Однако тогда стачка была подавлена. В охваченные ею порты были спешно направлены лоцманы со всей страны. Рядовые члены лоцманских объединений перешли на работу в соответствующие государственные структуры. Но руководство Общества морских лоцманов Санкт-Петербурга продолжило юридическую борьбу за общее дело.

Как сообщил газете «Время новостей» высокопоставленный источник в «Росморпорте», сейчас в основных портах России работают либо государственные, либо частные лоцманские службы. Случаев «параллельного» сосуществования практически нет (из 44 морских портов страны 16 обслуживаются только «казенными» лоцманами, а 28 -- только частниками). Высокопоставленный функционер «Росморпорта» допускает, что в такой крупной гавани, как Петербург, смогут одновременно работать две лоцманские службы, но опасается, что это приведет к переманиванию квалифицированных кадров из госструктуры в частную. На этот счет «Росморпорт» уже приготовил противоядие. Некоторое время назад он обследовал уровень тарифов в четырех спорных портах и пришел к выводу, что тарифы завышены. Сейчас годовой объем лоцманских сборов в Санкт-Петербурге, например, оценивается в 7--10 млн долл., и именно эти деньги побуждают частных лоцманов отстаивать свои права. «Росморпорт» намеревается в скором времени выступить с инициативой о снижении этих тарифов с целью, как сказал наш собеседник, «увеличения привлекательности российских портов для иностранных судов».

Президент Союза российских судовладельцев Михаил Романовский также подчеркнул газете «Время новостей», что ключевым фактором является не само по себе присутствие или отсутствие частных лоцманов в главных портах России, а уровень тарифов на их услуги. Г-н Романовский заявил, что не имеет ничего против частников при условии, что их тарифы, а также уровень их квалификации останутся под жестким контролем государственных структур.

Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург, Михаил КУКУШКИН