|
|
N°61, 09 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Либерализм. Перезагрузка
Рыночная экономика в России обойдется без политических свобод
Международная конференция «Либеральная программа для нового века: глобальный взгляд», открывшаяся вчера в Москве, должна была, как видно из названия, привлечь внимание к либеральному движению в общемировом масштабе. Однако место ее проведения предопределило основное направление мысли участников. Выступавших больше заинтересовала судьба либерализма в России, чем торжество либеральных идей в планетарном масштабе.
Дискуссию на тему, наступил ли в России конец либерализма, подавил в зародыше член бюро Российского союза промышленников и предпринимателей Каха Бендукидзе. «Для того чтобы кончить, надо начать», -- предельно четко сформулировал он свою мысль. В России же либеральные реформы еще по существу и не начинались.
По словам одного из организаторов конференции, советника президента по экономическим вопросам Андрея Илларионова, «чистый грант российской экономике за счет внешнеэкономической конъюнктуры в прошлом году достиг 9,6% ВВП, однако из-за неверной экономической политики фактические темпы роста ВВП составили немногим более 7%». Виной тому, по убеждению г-на Илларионова, избыточное государственное регулирование. Правда, не совсем ясно, что же, по мнению президентского советника, весь прошлый год происходило с отечественной промышленностью, сельским хозяйством и сектором услуг. Каким образом им удалось прожить весь год, не оставив ни малейших следов своего присутствия в ВВП страны.
Поделиться опытом практического применения либерализма в Москву съехались реформаторы из разных стран. Экс-министр финансов Новой Зеландии Рут Ричардсон рассказала, что в 1984 году ее страна находилась в схожем с Россией положении. Экономика была абсолютно неэффективной из-за политики госрегулирования и протекционизма. На полное преобразование страны ушло десять лет и два правительства. Зато спустя 20 лет в отчете Всемирного банка в 2004 году Новая Зеландия была названа страной, в которой проще всего начать новый бизнес.
Иностранные участники, делясь советами, привычно говорили об опасениях, связанных с откатом российской власти от соблюдения демократических свобод. Каха Бендукидзе вспомнил по этому по поводу слова великого русского поэта: «Наше северное лето -- карикатура южных зим». Схожие аналогии, на его взгляд, вызывает сравнение российского и западного либерализма.
Однако в России принцип соответствия либеральной политики либеральным реформам не столь очевиден. В выступлении г-на Илларионова не раз проскальзывала мысль, что одно без другого вполне возможно. Обычно в подобных дискуссиях г-н Илларионов теплым словом вспоминает Пиночета, пригласившего в Чили радикальных «чикагских мальчиков». Так что даже авторитарный режим не означает невозможности проведения либеральных реформ. К тому же, по г-ну Илларионову, авторитарный режим -- не значит коррупционный.
Впрочем, на конференции г-н Илларионов опирался на опыт более нейтральных в политическом отношении стран -- таких как Тайвань и Южная Корея.
В первую очередь, по г-ну Илларионову, в духе либеральной экономической политики надо сократить удельный вес госрасходов с нынешних 35% ВВП до 15--19%. Корейское «экономическое чудо», так же как и 8-процентный рост ВВП на Тайване в течение десяти лет подряд, наблюдалось при размере государственных расходов 17--23%. Да, собственно, и у нас на родине рост, по убеждению президентского советника, начался только после того, как размеры государственных расходов сократились с 40% ВВП в начале 90-х годов прошлого века до нынешних 35.
Рецепт неновый, но простое средство часто оказывается самым эффективным. Да и кто будет спорить с тем, что в России слишком много бюрократов. Менее убедительно выглядят призывы не бояться политического авторитаризма. Тем более когда не до конца ясно, в каком качестве г-н Илларионов их произносит -- как ученый-экономист или как человек, работающий в Кремле. И высказывает ли он в данном случае свое личное мнение или позицию, близкую человеку, которому г-н Илларионов дает советы.
Вера СИТНИНА