|
|
N°60, 08 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Удвоение ВВП без бизнеса невозможно»
О том, чего ждут в РСПП от встречи с Михаилом Фрадковым и от диалога с властью в целом, корреспонденту газеты «Время новостей» Михаилу ВОРОБЬЕВУ рассказал член бюро правления РСПП Александр ШОХИН.
-- О чем будете говорить с премьером?
-- Думаю, встреча пройдет по широкой повестке дня, хотя будут и главные темы, связанные с взаимоотношениями бизнеса и власти в решении ключевых задач, стоящих перед страной. Как известно, Михаил Фрадков предложил обсуждать эти темы через призму конкурентоспособности. Бюро у нас состоит из разных людей, поэтому и предложения могут быть достаточно разными -- от снижения административного, налогового бремени на бизнес до предложений проведения промышленной политики, поддержки тех или иных отраслей, точек роста и т.д. Однако основной контекст разговора будет связан с тем, что конкурентоспособность и экономический рост в большей степени должны базироваться на создании благоприятных условий для предпринимательства. Это касается, в частности, соблюдения и защиты прав собственности, в том числе через эффективную судебно-правовую систему.
-- Не опасаетесь ли вы, что решение премьера расформировать Совет по предпринимательству при правительстве приведет к прекращению регулярного диалога бизнеса и власти?
-- Я бы не преувеличивал периодичность общения бизнеса с премьером через Совет по предпринимательству, поскольку чаще всего предприниматели призывались по случаю, когда нужно было обсудить действительно важные для бизнеса вопросы. Комиссия по конкурентоспособности, которую предполагается создать, будет состоять не только из представителей бизнеса, но и, видимо, чиновников в большем количестве, нежели в Совете по предпринимательству. Могут быть представлены и эксперты, академические круги. В связи с этим квота бизнеса уменьшится, его голос будет менее слышен. Но в то же время в одном месте и в одно время станут высказываться различные точки зрения. Это позволит лучше понимать аргументы других участников процесса формирования экономической политики, знать, на какие аргументы готовить более убедительные ответы. Иными словами, в новой конфигурации возможного механизма взаимоотношений предпринимательства и премьера есть и плюсы, и минусы.
-- Продолжится ли, на ваш взгляд, практика встреч представителей РСПП с президентом?
-- Пока неизвестно, в какой форме президент продолжит общение. Последним событием здесь было его присутствие на съезде РСПП в прошлом году. Некоторые мои коллеги высказывают опасение, что возможный более регулярный и, может быть, более эффективный механизм взаимодействия бизнеса и власти через премьер-министра закроет нам дверь к президенту. Но тут важно разделить тематику встреч. Было бы хорошо, если бы с премьером мы обсуждали более прикладные вещи, например ту же проблематику конкурентоспособности, а с президентом -- более общие вопросы формирования благоприятного для бизнеса климата, который зависит и от судебной системы, и от региональных властей, и т.д. Поэтому считаю, что на встрече с премьером очень важно обсуждать вопросы, которые находятся в компетенции правительства. В противном случае сами участники беседы со стороны РСПП уничтожат схему разделения диалога на две части и отрежут себе дорогу в Кремль.
-- Все чаще слышны голоса, мол, РСПП как инструмент диалога бизнеса с властью уже не работает... Вы согласны с этой точкой зрения?
-- Думаю, что это не так. Другое дело, что оптимальный механизм этого диалога в новых условиях второго срока президента Путина еще не выработан. Сейчас только налаживается диалог с правительством. РСПП сохраняет надежду на то, что и президент может предложить технологию взаимодействия. Не обязательно большие публичные встречи под телекамерами. Это может быть и привлечение предпринимателей к обсуждению конкретных вопросов.
-- Вы не чувствуете, что властям не очень нужен диалог с бизнесом?
-- Конечно, бизнес не часть гражданского общества. И организации бизнеса -- это не часть гражданского общества, хотя организации предпринимателей часто претендуют на то, чтобы выражать интересы гражданского общества, отстаивая различного рода законодательные инициативы. Но в то же время предприниматели выражают существенную часть общественных интересов. Поэтому очень важно, чтобы бизнес выражал не интересы конкретных групп, а интересы бизнеса в целом. Тем более что интересы бизнеса часто совпадают и с интересами работников, например в вопросах создания рабочих мест, роста заработной платы, корпоративной, социальной ответственности. Тут диалог нужен, поскольку бизнес реально участвует в возрождении страны и является одним из наиболее существенных факторов экономического роста. Удвоение ВВП без бизнеса невозможно.
Беседовал Михаил ВОРОБЬЕВ