Время новостей
     N°60, 08 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2004
Явка обязательна
Аслану Масхадову предложено добровольно сдаться в обмен на гарантии личной безопасности
Командование российской объединенной группировки на Северном Кавказе, президент Чечни Ахмат Кадыров и полпред президента в Южном округе Владимир Яковлев вчера независимо друг от друга сосчитали, сколько выходов осталось у главы Ичкерии Аслана Масхадова. Насчитали три: бежать, сдаваться или погибнуть.

Командование в лице анонимных представителей штаба группировки полагает, что вариант с бегством «проблематичен»: «Перед глазами у Масхадова пример Гелаева, уничтоженного в горах Дагестана». Полпред Яковлев уверен, что Масхадову осталось «безо всяких переговоров сдаться в руки российского правосудия -- никаких переговоров с бандитами, у которых руки по локоть в крови, быть не может».

Но как раз в вопросе о переговорах вчера целый день царила полная неразбериха. Утром все информационные агентства были взбудоражены рассказом президента Чечни Ахмата Кадырова о телефонном разговоре, который тот якобы имел с Масхадовым. «Я сказал ему, что единственный для него выход выжить -- это прийти добровольно, низко поклониться и попросить от души прощения у своего народа», -- сообщил глава республики. Однако позднее выяснилось, что г-на Кадырова просто неправильно поняли журналисты. Никаких телефонных переговоров с Масхадовым Кадыров не вел. И вообще нынешний президент Чечни общается с бывшим президентом Ичкерии исключительно «в эфире», причем имеется в виду не полевая радиосвязь, а российские электронные СМИ.

Кадыров поспешил заверить, что никаких переговоров «на темы, выходящие за рамки явки Масхадова в правоохранительные органы, никто вести не будет». Но если Масхадов выйдет на Кадырова лично, Кадыров обещает ходатайствовать о его помиловании перед президентом Путиным. И даже гарантировать, что в случае явки с повинной к Масхадову не будет применена сила. В противном случае, считает Кадыров, Масхадову можно будет рассчитывать только на гибель при задержании.

Последний вариант тоже исключать нельзя: по данным штаба ОГВ, на юге Чечни, куда Аслана Масхадова якобы эвакуировали «на отдых» его сторонники, идет большая спецоперация. Войска работают на территории Веденского и Ножай-Юртовского районов при поддержке батальона чеченского спецназа. По официальным сообщениям военные заняты именно охотой на Масхадова. Впрочем, похожие сообщения поступают не впервые за последние четыре года. Результат тоже известен: ни живого, ни мертвого Масхадова военные до сих пор не нашли.

Убитый Масхадов, кстати, выглядел бы не так выигрышно, как Масхадов кающийся. В конце концов, это было бы красивым завершением серии почетных капитуляций, предъявленных общественности за последний месяц, начиная со сдачи экс-министра обороны Ичкерии Магомеда Хамбиева.

Ахмат Кадыров даже позволил себе публично усомниться, кем, собственно, теперь командует лидер партизан, если большая часть его сторонников уже перешла на «правильную» сторону. В штабе ОГВ есть ответ на этот вопрос: по мнению военных, под масхадовским началом осталось около 30 человек. Очевидно, что охота за командиром такого небольшого соединения имеет чисто символическое значение: просто сам Аслан Масхадов олицетворяет идею чеченского сепаратизма.

Но сдаваться и каяться «живой символ сепаратизма» пока не намерен. Во всяком случае на интернет-сайте боевиков «Кавказ-центр» вчера был опубликован довольно вызывающий текст, якобы переданный от имени Аслана Масхадова по телефону командиром его гвардии Ахматом Авдорхановым: «Я ни при каких обстоятельствах не смогу гарантировать безопасность Кадырова, даже если он явится с повинной в правоохранительные органы чеченского государства и сдаст чеченским властям всех своих уголовников. Кроме того, я не смогу просить о его помиловании шариатский суд, так как преступления этого предателя слишком велики».

Разумеется, подлинность и авторство этой отповеди вызывает множество вопросов. Ведь непримиримые лидеры чеченского сопротивления давно стали похожи на бесплотных, хотя и грозных призраков.

Иван СУХОВ