|
|
N°60, 08 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Христос своего времени
Фильмы об Иисусе всегда отражали дух эпохи
Выход на экран фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы» сопровождался всякого рода скандалами, которые скорые на руку журналисты поспешили назвать беспрецедентными. Ничего подобного. Скандалы вокруг фильмов о земной жизни Иисуса возникали всегда. Вначале они были вызваны тем, что сам факт переноса образа Спасителя на экран воспринимался как кощунство, а первые попытки такого рода были предприняты еще в 1898 году. Тогда на пленке запечатлели народные мистерии Страстей Господних, которые разыгрывались в разных странах Европы. (Наиболее известная, в баварской деревушке Обераммергау, в очередной раз состоится в 2010 году). Со временем кино перестало вызывать неприятие верующей публики, и выяснилось, что фильмы о Христе являются мощнейшим миссионерским средством. Сесиль Б. де Милль, снявший «Царя царей» в 1927 году, в своей автобиографии хвастался, что этот фильм «рассказал историю об Иисусе из Назарета большему числу людей, чем какое-либо иное произведение за исключением Библии». Но скандалы сопровождали и его появление. Недовольными оказались евреи, испугавшиеся, что фильм вызовет волну юдофобства -- в ту пору антисемитизм в США был широко распространенным явлением. Де Милль внял их опасениям, изобразив главным злодеем первосвященника Каиафу, который в ужасе обращается к Иегове после сцены распятия: «Избави от гнева Твоего народ Твой, я один виноват в этом». Столь выразительный титр в немом фильме шел явно вразрез с евангельским «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27.25), выкрикнутым «всем народом» в ответ на увещевания Пилата. Режиссер пошел на это, поскольку и сам понимал, какое мощное воздействие может оказать кино на простодушные массы, готовые буквально воспринять текст Писания.
Де Милль был и первым режиссером, который сознательно опирался на поддержку американских христиан при показе фильма. В результате его лента побила все кассовые рекорды 20-х годов, а потом еще в течение 25 лет ее показывали в кинотеатрах на Пасху, и многие приходы брали ее напрокат для своей миссионерской работы.
Популярность «Царя царей» подвигла модного режиссера Николаса Рэя на съемку ремейка, вышедшего на экраны в 1961 году. В этот раз на фильм ополчились католики. В заявлении Католического легиона благопристойности он был назван «неверно отражающим Писание и неточным в богословском и историческом плане». Католические протесты были вызваны, вероятно, тем, что Рей акцентировал в своем фильме человеческую природу Христа. У протестантской публики такая интерпретация образа Спасителя возражения не вызвала. Это были годы подъема либерального протестантского богословия, в котором на первый план выходила социальная роль Иисуса. В то же время режиссера нельзя было упрекнуть в том, что он вовсе не учитывал интересы католической аудитории. В фильме Магдалина просит Деву Марию замолвить за нее словечко Христу. «Ты просишь меня вмешаться?» -- спрашивает Мария, и на этом сцена заканчивается, оставляя зрителей в неведении, что произошло дальше. Если бы вмешалась, это было бы ближе к католической трактовке образа Богоматери, если нет -- к протестантской. Рэй предпочел обойти спорный вопрос, но неудовольствия католиков все же не избежал.
Фильм, в котором социальная роль Иисуса доминировала, был снят все же не протестантом, а марксистом. В католических кругах Италии к решению Пьера Паоло Пазолини сделать ленту о Христе отнеслись с большой опаской. И действительно Иисус в «Евангелии от Матфея» (1964), сострадающий еврейской бедноте и гневающийся на богатеев, чем-то напоминал революционера-шестидесятника. (К слову, первым, кого Пазолини пригласил на роль Иисуса в своем фильме, был поэт и гражданин Евгений Евтушенко.) Но кинематографический дар Пазолини спас его от упрощения образа Спасителя. Мощный визуальный ряд (фильм снят в документальной манере итальянского неореализма) и неожиданное использование этнической сакральной музыки придавали происходящему на экране удивительную подлинность. Выход фильма не вызвал ожидаемых скандалов, в США он был номинирован на трех «Оскаров», и критики шутили, что неверующему режиссеру удалось лучше других справиться с задачей изображения «истинного Бога».
Иисус-человек безраздельно царствует в двух американских мюзиклах «Иисус Христос -- суперзвезда» и Godspell (староанглийская форма написания Gospel -- Евангелие), снятых в 1973 году. Фильмы отражают дух контркультуры, для которой Иисус прежде всего бунтарь, противопоставляющий истэблишменту свои мистические озарения в надежде, что они перевернут существующий порядок вещей. Втыкая цветочки в дула полицейских винтовок, хиппи верили, что они следуют заветам христианской любви. Примерно таким же образом вел себя и Иисус-суперзвезда. Неудивительно, что в обоих мюзиклах отсутствовала сцена Воскресения.
Между тем на смену контркультуре пришла волна консерватизма, в среде американских протестантов вылившаяся в мощный подъем политизированного фундаментализма. Когда во второй половине 70-х благочестивый Франко Дзеффирелли затеял снимать шестичасовой телесериал «Иисус из Назарета», он ненароком сообщил журналистам, что хочет показать Иисуса «обычным человеком -- мягким, хрупким, простым». Этого оказалось достаточно, чтобы фундаменталисты подняли мощную кампанию против фильма, так как в отличие от своих либеральных единоверцев возвеличивали божественную природу Христа. В результате один из главных спонсоров проекта Дзеффирелли -- General Motors -- отказался от финансовой поддержки. Крупнейший производитель автомобилей всегда чутко предугадывал настроения потребителей и вовремя сообразил, что деньги на «хрупкого Иисуса» будут потрачены впустую. Борцы с «человечностью Христа» оказались даже святее Папы Римского, который, напротив, проект Дзеффирелли благословил.
Любопытно, что примерно в это же время исламские фундаменталисты провели мощную международную кампанию против выпуска на экран «Мухаммеда -- посланца Господа» (1977), которая практически сорвала прокат фильма в мусульманских странах. Видимо, этот удачный пример вдохновил и фундаменталистов американских. Когда в 1983 году Мартин Скорсезе впервые попытался экранизировать роман Никоса Казанцакиса «Последнее искушение Христа», «Моральное большинство» Джерри Фауэлса буквально завалило студию Paramount Pictures письмами с угрозами бойкота и добилось своего -- проект был заморожен. Когда Скорсезе удалось все-таки найти деньги на фильм и выпустить его в 1988 году, угроза бойкотов была осуществлена вплоть до поджога кинотеатров. Причем протестантов в борьбе с фильмом поддержали и католики.
На самом деле они сомкнули ряды несколько раньше. Фильм Жан-Люка Годара «Вива Мария» (1985) вызвал официальное осуждение Папы Римского, и его прокат в США сопровождался бойкотами и пикетами «Морального большинства». Негодование консерваторов можно было понять: Скорсезе показал Христа, сомневающегося в своем высшем предназначении и почти уступившего искушениям плоти, а у Годара Дева Мария работала на заправочной станции и святой Иосиф был шофером такси.
Сейчас консервативные настроения на подъеме практически во всех христианских конфессиях. Поэтому появление новых «Страстей Христовых» вполне закономерно. Мел Гибсон -- католик-традиционалист. Для него важна божественная природа Христа. Она явствует из сцены Воскресения Сына Человеческого во плоти, несущей следы страшной казни. В высшем предназначении сына не сомневается Дева Мария, вера которой не поколеблена его страшными мучениями. И наконец, сами эти мучения -- страсти Христовы, изображенные с предельным натурализмом, подводят зрителя к мысли, что обыкновенному человеку они бы оказались не по плечу. Перед ним -- страдающий Бог. Вполне в католическом духе Гибсон использует в фильме элементы Предания (развивая тему едва упомянутой в Писании благочестивой супруги Пилата). Но это не смущает зрителей-протестантов (у которых Предание не в чести), поскольку режиссер старательно следует не только духу, но и букве Писания. Творческая фантазия режиссера ограничивается образом дьявола, являющегося Спасителю в Гефсиманском саду. Да Марина Магдалина отождествлена с безымянной блудницей, которую Христос спасает от побития камнями. В результате фильм получил одобрение Папы Римского, а в США и протестанты, и католики ходили на него «всем приходом». Традиционалистский подход Гибсона понравился и Русской православной церкви, представитель которой назвал фильм полезным «сильно действующим лекарством».
Но Гибсону не удалось избежать скандала, как практически всем его предшественникам. Скандал этот был связан не столько с содержанием его веры, сколько с ее горячностью, подвигнувшей его с предельным натурализмом изобразить муки Спасителя. Для либеральных христиан это оказалось чересчур, особенно в связи с «еврейской темой». Слишком подробное изображение издевательств, которые претерпел Спаситель от своего народа, способны разжечь антисемитскую истерию, решили они. Опасения либералов полностью разделили и еврейские организации типа Лиги защиты евреев, которые выступили с рядом протестов. В Европе протесты прозвучали гораздо громче, чем в Америке -- в США опасность антисемитизма в настоящее время несущественна, в то время как в Европе она более чем актуальна. Наиболее резко фильм был осужден в Германии, где с совместным заявлением выступили католики, протестанты и евреи. В этой стране, учитывая ее историю, юдофобские настроения предпочитают пресекать на корню. Негативную реакцию фильм вызвал и во Франции, там к протестам еврейских организаций добавилась и критика со стороны левой интеллигенции (позиция которой в этой стране традиционно сильна), посчитавшей фильм «безвкусной религиозной пропагандой».
Борис ФАЛИКОВ