|
|
N°60, 08 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последняя тайна Экзюпери
Археологи сумели доказать, что нашли самолет писателя
В среду французские археологи в очередной раз объявили о том, что нашли обломки самолета Антуана де Сент-Экзюпери. До этого несколько раз появлялись сведения о том, что на юге Франции найдены фрагменты самолета, на котором, возможно, в последний раз летел знаменитый писатель, однако точных доказательств этого предъявить до сих пор никто не смог.
Самолет Экзюпери Lockheed Lightning P38 вылетел с острова Корсика 31 июля 1944 года и не возвращался больше никогда. Французы в то время готовили операцию по высадке своего десанта на юге страны, оккупированном немцами. Экзюпери должен был провести разведку местности, однако полет закончился для него трагически. До сих пор так и непонятно, что случилось с писателем. Самолет могли сбить, но в немецких архивных документах за 31 июля 1944 года не значится ни одного сбитого самолета марки Lightning. По другой версии, немолодому для летчика 44-летнему Экзюпери могло стать плохо. Также существует мнение, что писатель мог таким образом покончить жизнь самоубийством -- в последние месяцы своей жизни Сент-Экзюпери страдал тяжелейшей депрессией.
Поиски пропавшего самолета и места гибели писателя велись долгие годы, но не приводили ни к каким результатам. Помогла чистая случайность. В сентябре 1998 года неподалеку от острова Риу в сети к марсельскому рыбаку Жан-Клоду Бьянко попал почерневший от времени серебряный браслет, на котором были выгравированы имена Антуана де Сент-Экзюпери и его жены-аргентинки Консуэлы. Кроме этого на браслете значился адрес Рейналя и Хичкока, владельцев издательства, выпускавшего книги Экзюпери в США.
Однако для официального подтверждения подлинности находки этих надписей было недостаточно. Нужно было найти что-то посущественнее. Тогда идеей отыскать пропавший самолет загорелся французский аквалангист Люк Ванрель. Он отправился на поиски в марсельскую бухту рядом с островом Риу -- туда, где был найдет браслет. В мае 2000 года на глубине ста метров он обнаружил и сфотографировал обломки самолета Lockheed Lightning P38. Фрагменты самолета были четко видны, но слишком сильно разбросаны по дну. Продолжать поиски в одиночку Ванрель уже не смог бы, да и по закону не имел права. Чтобы снарядить экспедицию для поисков, подводнику необходимо было получить разрешение у правительственных органов Франции. В связи со всеми этими проволочками возобновить поисковую операцию удалось только осенью 2003 года. И вот наконец водолазы подняли со дна то, что осталось от пролежавшего 60 лет в морской воде самолета.
Дальше за дело взялись специалисты из департамента подводных археологических исследований. Изучив детали самолета, археологи обнаружили на одной из них заводской номер 2374 L. Такой номер авиастроительная компания Loсkheed наносит на детали всех своих самолетов перед тем, как отправить их на сборку. Исследователи подняли архивные материалы американских ВВС и выяснили, что на самолете с таким заводским номером летал знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
Возможно, теперь, когда найдены улики и место крушения самолета, исследователи смогут выяснить и настоящую причину гибели Экзюпери. А пока ученые не раскрыли эту последнюю тайну писателя, остается только удивляться роковому стечению обстоятельств его жизни. 18 мая 1935 года Сент-Экзюпери, находившийся в то время в СССР, должен был лететь на самолете «Максим Горький» и написать об этом репортаж. Однако что-то помешало писателю сесть именно на этот рейс, и он остался на земле. В тот день самолет потерпел катастрофу, в которой погибли 48 человек. Тогда Экзюпери остался жив. Но судьба нашла его над Средиземным морем спустя почти десять лет.
Нина ГУГУШВИЛИ