|
|
N°59, 07 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Броня крепка
От "жигулей" террористов президента Ингушетии спас "мерседес"
Президент Ингушетии Мурат Зязиков вчера утром подвергся атаке террористов-камикадзе. На федеральной трассе «Кавказ» на выезде из Назрани, когда глава республики направлялся на работу в Магас, неизвестные диверсанты (или диверсант - количество преступников вчера было еще неизвестно) на начиненных взрывчаткой «Жигулях» попытались протаранить его кортеж. В результате мощнейшего взрыва, к счастью, никто не погиб. Сам г-н Зязиков отделался легкой контузией и ушибами - его спас бронированный «Мерседес-600», которым глава Ингушетии пользуется еще со времен своего избрания. Причем, по мнению экспертов, если бы президент находился в момент атаки в «обычном» автомобиле, шансов выжить у него было бы немного. Мощность бомбы, подорванной смертником, эксперты вчера оценили в 50-100 кг тротила, сработала же она всего в 10-15 метрах от иномарки г-на Зязикова. Также, по сообщению спецслужб Ингушетии, были тяжело ранены четыре человека - трое охранников президента и случайно оказавшийся поблизости 9-летний мальчик.
Взрыв на окраине Назрани стал одним из крупнейших терактов в России с начала этого года и первой «достоверной» масштабной акцией взрывников-камикадзе, отметившихся в прошлом году целой серией кровавых вылазок. (Документальных свидетельств того, что в московском метро 6 февраля действовал именно террорист-смертник, как известно, до сих пор нет.) Тем более, направлен он был против главы республики. Однако и в спецслужбах, и во властных структурах на происшедшее отреагировали весьма сдержанно, без четких оценок и жестких выводов. Так, президент Путин ограничился телефонным разговором с г-ном Зязиковым, который после ЧП, получив первую медпомощь, отправился приходить в себя домой. По сообщению кремлевской пресс-службы, Владимир Путин в беседе с потерпевшим отметил, что «будет оказывать постоянную помощь и содействие руководству Ингушетии в налаживании нормальной жизни в республике».
Также осторожно вчера высказывались о том, кто мог стоять за покушением на г-на Зязикова, и в ингушских спецслужбах. Так, представители республиканской прокуратуры официально сообщили лишь то, что «мы классифицируем данное ЧП как теракт в отношении руководителя субъекта федерации». В частных беседах следователи и оперативники говорили, что по всем признакам в качестве основной, естественно, рассматривается версия о вылазке чеченских боевиков.
Террористов-смертников кроме них у нас в стране больше никто не использовал. К тому же выбор в качестве жертвы именно г-на Зязикова тоже объясним. Он является генералом ФСБ, и после прихода в руководство республики сразу активизировал действия местных спецслужб против чеченских боевиков. До этого сепаратисты чувствовали себя в Ингушетии спокойно, имея там хорошо оборудованные базы и крупные склады оружия. Тем более, что это уже не первый подобный теракт. 12 сентября прошлого года ингушские спецслужбы обезвредили мощный фугас, заложенный также на пути следования кортежа г-на Зязикова. А 15 сентября начиненный взрывчаткой грузовик, за рулем которого сидели опять же смертники, взорвался в Магасе перед фасадом республиканского УФСБ (тогда 2 человека погибли и 29 были ранены). В связи с этим, кстати, вчера в УФСБ Ингушетии не исключили возможности того, что дела о взрыве 15 сентября и покушении на президента республики могут быть объединены, поскольку в обоих случаях прослеживается след одной и той же группы.
Тем не менее, и.о. главы МВД Ингушетии Абукар Костоев вчера отметил, что «у следствия существует несколько версий, в том числе и «чеченская», но конкретно пока, чтобы не мешать следствию, их называть нельзя». Судя по всему, под этим заявлением подразумевалось, что у г-на Зязикова могут оставаться и внутриреспубликанские враги. А в том, что они до недавнего времени были, в спецслужбах не сомневаются. Первое покушение на г-на Зязикова произошло еще весной 2002 года, незадолго до второго тура президентских выборов. Тогда преступники подложили бомбу у дома родственника нынешнего президента республики, у которого Зязиков тогда проживал. В результате был тяжело ранен хозяин дома, а г-н Зязиков не пострадал. Но именно после этого ему и был выделен бронированный «Мерседес», который вчера спас ему жизнь.
Среди политиков "чеченскую" версию покушения на Марата Зязикова первым с негодованием отверг глава Чечни Ахмат Кадыров: «В Ингушетии преступных групп не меньше, если не больше, чем в Чечне». Однако с другие республиканские политики с этим, похоже, не согласны. «Безопасность в Чечне полностью соответствует военному времени, и воевать там для сепаратистов бесперспективно. А Ингушетия и другие соседние регионы пока живут мирно, и они расчитывают, что ситуацию там можно дестабилизировать», - заявил в беседе с корреспондентом газеты "Время новостей" бывший спецпредставитель президента РФ в Чечне Абдул-Хаким Султыгов. Он полагает, что покушение на г-на Зязикова могло быть ответом боевиков на последние изменения в Чечне - в частности, мартовскую сдачу масхадовского министра обороны Магомеда Хамбиева. Взрыв в Назрани мог оказаться и PR-акцией боевиков. «Им надо что-то предъявлять спонсорам. Кроме того, если бы покушение на Мурата удалось, в СМИ сразу бы заговорили бы о полном провале российской политики в Чечне», - считает г-н Султыгов.
Ингушские политики, начиная с самого президента, высказывают по сути одну и ту же, весьма расплывчатую версию происшедшего. «Теракт совершили те, кому не нравятся позитивные изменения, происходящие в стране и регионе, - сказал вчера сам пострадавший президент Зязиков. - Инициаторы и исполнители хотели дестабилизировать обстановку, сорвать мирный процесс в регионе и расширить театр военных действий. Но им нас не сломить, Россия будет всегда, а у террористов и сепаратистов нет будущего». Кто именно недоволен позитивными изменениями, не уточняется, хотя ответов на этот вопрос не так уж много. Помимо чеченских боевиков и террористического интернационала у всего разумного, доброго и вечного в Ингушетии, с точки зрения ее администрации, есть скрытые враги - сторонники «прежнего режима». Внутриингушскую политическую версию не исключает, например, вице-премьер правительства республики Башир Аушев, хотя в беседе с корреспондентом газеты "Время новостей" он старался использовать максимально округлые формулировки: «Теракт направлен прямо против ингушского народа. Многим не нравятся происходящие улучшения, то, что Ингушетия за это время так прочно вошла в правовое поле России. Хотя и о соседстве с Чечней не следует забывать».
А вот сенатор от Ингушетии Василий Лихачев уверен: «Оппозиции в Ингушетии нет». Сенатор согласен с тем, что правовой режим в Ингушетии в настоящее время «можно рассматривать с критической стороны», но месть со стороны недовольных, по его мнению, исключена. Г-н Лихачев придерживается геополитической версии: «Мы имеем дело со случаем редкостного политического цинизма. Исполнители теракта хотели внести диссонанс в общественно-политическую жизнь Ингушетии, причем в те дни, когда в России находится генсек ООН Кофи Аннан. Вполне возможно, что нити этого преступления тянутся не только за пределы Ингушетии, но и за пределы России», - заявил он газете «Время новостей».
Пока очевидно, что выяснится подоплека вчерашнего взрыва очень не скоро. К исходу вторника следователи смогли лишь восстановить общую картину самого покушения. По данным прокуратуры Ингушетии, ЧП произошло в 9.40 утра, когда кортеж г-на Зязикова выезжал из Назрани по автодороге «Кавказ» в столицу республики Магас. По показаниям охранников президента, вскоре после того, как они проследовали пикет ГИББД у въезда в Назрань в «хвост» к «Мерседесу» президента и джипу «Тойота Лэнд-Круизер» с охраной пристроилась машина ВАЗ-2107 белого цвета. Некоторое время «Жигули» следовали на отдалении, а потом неожиданно пошли на обгон - кортеж в этот момент ехал со скоростью 80- 90 км/час. Телохранители сразу обратили на это внимание, и как только «Жигули» вильнули в сторону, явно целясь в заднюю дверь салона «Мерседеса», успели среагировать. Водитель «Мерседеса» резко затормозил, а джип охраны начал таранить нарушителя, оттесняя его к обочине. Когда «Жигули» уже отлетели на обочину, прогремел мощный взрыв. «Мерседес» президента был довольно сильно покорежен - у него отлетел капот, были помяты двери и крыша. Однако, в целом броня выдержала удар, и находившиеся внутри президент и охранники только пострадали от ударной волны. Джип охраны же был пробит осколками и также искорежен.
И самих террористов, и их машину в буквальном смысле разметало на мелкие кусочки. На месте, где находились начиненные взрывчаткой «Жигули», осталась только воронка глубиной 1 и шириной 3,5 метра. Сколь было террористов, вчера осталось не ясно. Гипотетически сыщики предположили, что в покушении участвовали двое взрывников - один управлял машиной, а другой занимался бомбой. Однако, к вечеру, осмотрев окрестности, эксперты предположили что, судя по обрывкам найденной одежды и фрагментам тела, похоже, взрывник был все же один.
Виктор ПАУКОВ, Александр РАСКИН, Иван СУХОВ