|
|
N°59, 07 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эхо "афганских" взрывов
Осужден еще один соратник Валерия Радчикова
Мосгорсуд вчера огласил приговор по делу об убийстве председателя Российского фонда инвалидов войны в Афганистане (РФИВА) Михаила Лиходея. Его вместе с охранниками взорвали в подъезде собственного дома еще в 1994 году. Это преступление стало одним из первых в нашумевшей криминальной войне за право контроля над РФИВА, наделенного в те годы правом поставок в Россию по льготным таможенным платежам водки, сигарет и т.д. Ровно через два года после убийства Лиходея на его могиле на Котляковском кладбище была заложена бомба, которая уничтожила не только нового главу РФИВА Сергея Трахирова, но и еще 14 человек, пришедших на поминки. В организации всех этих преступлений подозревался бывший глава РФИВА полковник ГРУ Валерий Радчиков. Впрочем, сам он давно погиб, и приговоры сейчас выносятся только его близким товарищам. Вчера был оглашен вердикт в отношении человека, взорвавшего Лиходея, -- Александр Хинц приговорен к 15 годам тюрьмы.
В начале 90-х годов государство для поддержки солдат и офицеров, прошедших афганскую войну, решило наделить их организации беспрецедентными налоговыми и таможенными льготами. В первую очередь такие блага перепали РФИВА, которой руководил Валерий Радчиков. В результате, по данным Генпрокуратуры, только в 1994 году прибыль РФИВА от реализации различных контрактов составила 43,8 млрд руб. За контроль над этими деньгами внутри фонда началась настоящая война. В результате было созвано совещание всех руководителей центрального аппарата РФИВА и его региональных подразделений, которое приняло решение уволить Радчикова с должности главы РФИВА и назначить на его место другого «афганца» -- Михаила Лиходея. Радчиков с этим не согласился и, как считает следствие, решил привлечь для устранения конкурентов старого приятеля Владимира Луковского. Тот, в свою очередь, вспомнил о своем знакомом Александре Хинце, которому предложил за 20 тыс. долл. "убрать" Лиходея. Последний всегда ходил в сопровождении охраны, поэтому для убийства была разработана целая войсковая операция. Александр Хинц обратился за помощью к соседу по дому Владимиру Мамуркину, имевшему много знакомых среди военных. Те сделали бомбу с дистанционным управлением. Хинц и Луковской заложили бомбу в корпус домофона у двери подъезда г-на Лиходея. Когда тот в сопровождении двух телохранителей и жены вошел в дом, прогремел взрыв. В результате Лиходей и один его охранник погибли.
Впрочем, на этом криминальные войны вокруг РФИВА не закончились. Фонд возглавил не Радчиков, который на это очень рассчитывал, а друг Лиходея Сергей Трахиров. В ноябре 1996 года он с десятком своих коллег пришел на Котляковское кладбище, чтобы помянуть товарища. В этот момент прогремел взрыв. Если по убийству Лиходея к Радчикову было не подобраться (у следствия не хватало доказательств), то в связи со взрывом на кладбище его арестовали. По версии Генпрокуратуры, подрыв на Котляковке осуществили по приказу Радчикова его хорошие знакомые Андрей Анохин и Михаил Смуров. В результате все трое были арестованы, но Московский окружной военный суд их полностью оправдал. Такое решение Генпрокуратура оспорила в Верховном суде, который отменил приговор, отправив дело на новое рассмотрение. К тому времени Радчиков уже погиб в автокатастрофе. В мае прошлого года суд приговорил Смурова к 14 годам тюрьмы. Вскоре удалось арестовать и Анохина, который все это время прятался от следствия. Сейчас над ним идет суд.
Процесс по делу Хинца проходил с участием присяжных, и они признали подсудимого полностью виновным и даже не заслуживающим снисхождения.
Александр ШВАРЕВ