|
|
N°59, 07 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Делайте ставки, господа!
Налоговую реформу поразил «синдром хронической усталости»
Правительство, похоже, готово поставить точку в своей налоговой активности. Как сказал сегодня вице-премьер Александр Жуков, налоговая реформа завершится после снижения ставки единого социального налога и НДС. Затем, пообещал г-н Жуков, «в течение нескольких лет» страна сможет наслаждаться «стабильным налоговым режимом».
2006 год уже давно провозглашен правительством условной точкой окончания налоговых революций. Другое дело, что сегодня совсем не время повторять эту фразу. Так называемый налоговый пакет в полном смысле слова пакетом не является -- это мало связанные между собой законопроекты, последствия применения которых для экономики (в том числе зависимость между снижением одного налога и собираемостью другого) пока слабо просчитаны.
В нынешней ситуации слова г-на Жукова о том, что налоговая реформа близится к концу, -- лишь признание, что правительство намерено к определенному сроку выполнить по налогам программу-минимум и взять паузу.
Пока же лишь центральный пункт своих налоговых преобразований -- снижение единого социального налога -- правительство «отыграло» по полной программе, в отличие от реформы НДС, имущественных и нефтяных налогов. Кабинет министров готов уже с 2005 года снизить эффективную ставку ЕСН (сумма налога, которую предприятия в среднем по стране уплачивают после применения регрессивной ставки) с 30,4% до 24,15%. Понижения ставки практически до уровня налога на прибыль, как надеется г-н Жуков, вполне достаточно для легализации зарплат.
Причем интрига с переносом с работодателей на граждан «добровольных» 4% пенсионных взносов, похоже, так и не состоится. По словам министра финансов Алексея Кудрина, правительство готово отказаться от идеи снизить ЕСН за счет косвенного повышения подоходного налога.
По другому ключевому налогу-- НДС-- совместное творчество двух суперминистров Кудрина и Грефа не задалось сразу. В течение всего прошлого года возможность снижения этого налога напрямую увязывалась с введением НДС-счетов. Однако с тех пор как противников и сторонников этого спецрежима из МЭРТ и Минфина вынудили работать рука об руку, разговоры об НДС-счетах стали предельно обтекаемыми. Введение НДС-счетов теперь уже не воспринимается как неизбежность, а источники в правительстве повторяют фразу: «Если появится иной способ администрирования налога, спецсчета вводиться не будут или же будут введены в смягченном варианте». В результате реформа НДС сводится к набору «если»: "если" будет найден альтернативный спецсчетам способ борьбы с лжевозмещением налога, "если" его собираемость повысится, "если" удачно пройдет реформа ЕСН.
Когда и если все это случится, тогда правительство и будет готово планировать снижение ставки НДС до 16 или даже 15%. В любом случае -- не ранее 2006 года. А в России даже на два года вперед и даже при политической стабильности загадывать слишком рискованно.
Ирина СКЛЯРОВА