|
|
N°59, 07 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неустойка не устояла
Правительство отказалось платить штраф за просроченные долги по оборонному заказу
Измотанные хроническими неплатежами за изготовленную военную технику и вооружение оборонные предприятия вчера предприняли очередной шаг по выколачиванию долгов из российского военного ведомства. На этот раз законодательное собрание Челябинской области по инициативе местных оборонщиков внесло в Госдуму законопроект, призванный в случае принятия парламентом существенно подправить действующий закон о государственном оборонном заказе.
Предложение вполне логично: если одна из сторон просрочит обязательства, определенные контрактом по гособоронзаказу, то она должна выплатить партнеру неустойку. Годовая величина пени предлагается в размере ставки рефинансирования Центробанка (14%).
Законопроект написан в регионе, где сегодня сосредоточено 35 крупных предприятий ОПК. Они объединены в довольно прочную и влиятельную ассоциацию. По некоторым данным, именно эта ассоциация в содействии с союзом оборонных предприятий соседней Свердловской области и инициировала новый законопроект. Тем более что подобный опыт уже есть -- три года назад совместными усилиями этих двух объединений был разработан проект закона «О содержании и распоряжении мобилизационными мощностями, высвобождаемыми в связи со снятием (уменьшением) мобилизационного задания». Проект был предложен на рассмотрение законодательных собраний обеих областей для внесения в Государственную думу, но затерялся где-то в длинных коридорах местной законодательной власти.
Нынешний законопроект до Москвы благополучно дошел, однако встречен был крайне недоброжелательно. Правительство, куда документ поступил на заключение, отвергло его с порога. Однако возражения, надо признать, убедительностью не блещут. Подписавший заключение вице-премьер Александр Жуков сетует, что в законопроекте уральцев не указан источник возможных дополнительных расходов (на пени).
Президент Лиги содействия оборонным предприятиям Анатолий Долголаптев в беседе с обозревателем газеты «Время новостей» заявил, что единственный и совершенно естественный источник -- статья расходов по гособоронзаказу федерального бюджета. Если государство не выполнило обязательств, то должно платить.
В стремлении не допустить перемен в структуре гособоронзаказа и не взвалить на себя лишние обязательства правительство идет на меру, которую можно назвать демагогической. В заключении кабинета, в частности, говорится, что предлагаемая норма ограничивает «свободу установления прав и обязанностей юридических лиц на основе договора», что нарушает ст. 1 Гражданского кодекса. Однако вдумаемся в еще одно возражение г-на Жукова. В январе этого года, говорит он, правительство своим постановлением установило примерные государственные контракты на выполнение НИОКР по гособоронзаказу, где в случае нарушения сроков выполнения работ предусмотрена неустойка. Но «примерные государственные контракты» тоже можно расценить как нарушение ст.1 упомянутого кодекса. К тому же научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы лишь звено в цепочке создания военной продукции, а челябинские оборонщики пекутся о гособоронзаказе в целом.
Резюме правительства -- проект закона поддерживать не будем. Все это по-человечески очень понятно. Несмотря на солидный профицит бюджета, государство, по словам г-на Долголаптева, с 1996 года продолжает оставаться безнадежным должником российского ОПК. За 2002 год Минобороны по государственному оборонному заказу задолжало предприятиям 2 млрд руб., за 2003-й -- 3 млрд. Кстати, были времена, когда сумма долгов равнялась всему гособоронзаказу. В первом квартале этого года задолженность не уменьшилась ни на рубль, и особых шансов на улучшение ситуации нет. Нетрудно представить, во что могут вылиться бюджету пени при ставке рефинансирования 14%. Но надо понять по-человечески и ОПК. Только оборонные предприятия, выпускающие обычные вооружения, вынуждены были набрать кредитов на 17 млрд руб. И теперь ума не приложат, как хотя бы обслуживать кредиты, не говоря уже об их возврате.
Конечно, и сегодня в контракт можно включать пункт о неустойках. Однако есть множество мер давления со стороны заказчика, чтобы предприятие этого не сделало. Судиться же с заказывающим управлением Минобороны опасно -- на следующий год вам просто могут урезать заказ. Ряд предприятий, которым терять уже нечего, все-таки судились с Минобороны и процессы выиграли.
Гособоронзаказ на 2004 год в размере 140 млрд руб., по убеждению военных, существенно ниже потребностей вооруженных сил. Но правительство не хочет покрывать будущие долги и по такому, не слишком щедрому заказу.
Николай ПОРОСКОВ