Время новостей
     N°59, 07 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.04.2004
Сильнейший выживет. Слабейшего
Правительство взяло курс на конкурентоспособность
Вчера открылась пятая научная конференция «Конкурентоспособность и модернизация экономики». И хотя проводит ее далекая от политических баталий Высшая школа экономики, несмотря на свой сугубо теоретический статус, конференция неожиданно стала ареной столкновения.

Посетить «ясинские чтения» сочли для себя необходимым все правительственные реформаторы: вице-премьер Александр Жуков, министр экономического развития Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин. Однако вчерашний день оказался не самым благоприятным для выездного собрания экономического блока. Видимо, трудности переходного периода, связанные с реформой правительства, излишне обострили личные отношения. И скрытые в обычное время от общественности разногласия выплеснулись наружу. Причем споры велись отнюдь не по поводу путей повышения конкурентоспособности. Хотя тема -- суперактуальная. В этом сезоне в правительстве вообще модно «носить» исключительно конкурентоспособность. Премьер Михаил Фрадков даже не стал «донашивать» существовавший при Михаиле Касьянове Совет по предпринимательству и завел вместо него свой совет -- по конкурентоспособности.

Право первого слова по субординации предоставили вице-премьеру Александру Жукову. Это уже пятая конференция, напомнил он, и по темам видно, как меняется российская экономическая действительность. Если несколько лет назад речь шла о выживании, то теперь основное внимание уделяется модернизации. В ближайшие три года рост ВВП может составить 6--7%. Правительственные прогнозы и без того достаточно оптимистичны, пояснил г-н Жуков, но при активных действиях правительства и бизнеса даже они могут быть скорректированы в лучшую сторону. Правительство намерено радикально снизить темпы инфляции. «В 2005 году ее уровень будет не выше 8%, в 2006-м -- снижен до 6%, а в 2007-м -- до 4%», -- рассказал вице-премьер. Напомним, что в 2003 году было 12%.

Впрочем, впадать в излишний оптимизм пока рано. России необходимы структурные реформы, в первую очередь административная. Государство должно отказаться от несвойственных ему функций в рыночной экономике, одновременно еще более эффективно исполняя остающиеся функции, заявил он. Также необходимо проведение структурных реформ в образовании, здравоохранении, ЖКХ и существенное сокращение монопольного сектора в экономике.

Правительство предполагает в течение ближайших лет обеспечить увеличение реальных доходов населения на 40%. «Это амбициозная задача, но она вызвана жизнью, так как сейчас 30% россиян живут за чертой бедности», -- продолжил г-н Жуков.

До настоящего времени основой экономического роста остается благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках. Поэтому задача правительства -- уйти от этой зависимости, предложив меры, позволяющие продвигаться в переработке продукции и в высоких технологиях, заключил вице-премьер.

После Жукова выступал Герман Греф. Причем выступил в совершенно неожиданной для себя манере, отказавшись от привычной сдержанности и галантности слога. «Сегодня для меня знаменательное утро, -- сказал министр, -- я понял, почему в правительстве нужен только один вице-премьер». И взял паузу, сделавшую бы честь всему орденоносному мхатовскому коллективу. В зале повисла напряженная тишина. «Он рассказал про все, и нам осталось только выбросить свои подготовленные доклады». Впрочем, на столь радикальный шаг г-н Греф не пошел и все же рассказал о своем взгляде на конкурентоспособность.

В свою очередь Александр Жуков, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Время новостей», когда он сам понял, что правительству нужен только один вице-премьер, деликатно признал, что, наверное, чересчур увлекся, охватив в своем докладе все темы. Главное, сказал вице-премьер, что «в экономическом блоке правительства собрался блок единомышленников». Или «террариум единомышленников», сразу добавили злые языки. Хотя в окружении Грефа тезис о единстве экономического блока подтверждают. Никто из них, пояснил газете источник в министерстве, не допустит раскола в стане либералов. А словесные пикировки -- всего лишь рабочие моменты.

Главная цель, по словам г-на Грефа, сделать Россию не «руками», а «мозгами» мировой экономики. Этого нельзя добиться ни за пять, ни за десять лет, но двигаться следует в этом направлении, отметил министр. Специально поддерживать российские предприятия, на взгляд г-на Грефа, не следует. Иначе вся природная рента пойдет на скрытое субсидирование полумертвых заводов, а страна будет аутсайдером или в лучшем случае мировым сборочным цехом.

Важнейшей задачей правительства министр экономики считает обеспечение прав собственности: «Только таким образом мы сможем раскрепостить предпринимательскую активность и заставить поверить граждан, покупающих сейчас доллары и евро, в российскую экономику, обеспечить приток инвестиций». Герман Греф отметил, что «мир не придумал лучшего средства для повышения конкурентоспособности и модернизации экономики, чем конкуренция». «Конкуренция, конкуренция и еще раз конкуренция!» -- провозгласил он.

Говоря о возможных темпах экономического роста, г-н Греф в отличие от г-на Жукова проявил сдержанность. «Экономика, она как женщина, и настроение у нее меняется каждую минуту», -- пояснил министр. «Амбиции у нас большие, -- отмахнулся он от невысказанных, но привычных упреков. -- Мы даем прогнозы, которые диктует существующая реальность. Если же давать завышенные прогнозы, то это будет уже не экономика, а политика. Я политикой не занимаюсь».

Впрочем, советник президента по экономике Андрей Илларионов убежден, что России в любом случае надо привыкать к очень скромному месту в мире. И дело тут не в экономическом, а в демографическом факторе. К 2050 году, подсчитал г-н Илларионов, население России будет составлять чуть более одного процента от мирового. С таким количеством людей на гегемонию в мировом масштабе, по его мнению, претендовать невозможно. И России уже сейчас надо брать пример с таких стран, как Испания и Голландия. Когда-то они были крупнейшими мировыми державами, в современном же мире им первых мест не досталось. И ничего, привыкли.

Вера СИТНИНА