Время новостей
     N°58, 06 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.04.2004
Еврошок -- это по-нашему
Латвия запасается продуктами, словно перед войной
В Латвии, как и во всей Прибалтике, меньше чем за месяц до вступления в Евросоюз распространяются мрачные настроения в связи с грядущим ростом цен. Дело даже не в том, что Латвия в перспективе перейдет с местной валюты (лата) на евро, -- это произойдет постепенно, не раньше 2007--2008 года. А дело в том, что у Евросоюза много требований к поставщикам товаров в свои зоны, это может привести к снижению объемов поставок, а значит, к повышению цен.

Апогеем охватившей Латвию паники по случаю присоединения к ЕС можно считать эпизод с солью. Прошел слух, что нельзя будет купить производимую на Украине соль грубого помола -- такой помол якобы не соответствует требованиям Евросоюза. А именно такую соль используют для консервирования. Потребительская истерика началась в Даугавпилсе, где в одном из крупных супермаркетов за пару часов продали соли больше, чем за месяц, -- целые две тонны. Цены, естественно, пошли вверх. Позже выяснилось, что с 1 мая соль грубого помола с латвийских прилавков не исчезнет.

Многие фирмы используют дату официального вступления Латвии в ЕС в своих рекламных целях, призывая приобрести продукт, пока цена на него не взлетела. Власти уверяют, что цены не взлетят. Но ясно: подорожают бензин, продукты питания и лекарства.

Далеко не все страхи можно объяснить воспоминаниями об эпохе тотального дефицита. Рост цен на нефть и, следовательно, на топливо наблюдается во всем мире. Но у Латвии есть еще одна напасть: согласно требованиям Евросоюза придется повысить акцизный налог на нефтепродукты. Председатель правления Латвийской ассоциации торговцев топливом Ояр Карчевскис прогнозирует, что вслед за ростом стоимости бензина произойдет лавинообразное повышение цен на все виды транспорта. В первую очередь повышение акциза скажется на цене автобусных перевозок.

Впереди у Латвии и повышение цен на лекарства. Связано это, во-первых, с введением 5-процентной ставки налога на добавленную стоимость (прежде медикаменты НДС вообще не облагались). С 1 мая в Латвию нельзя ввозить медикаменты, не имеющие европейского сертификата качества GMP. А это дешевые и очень популярные лекарства, произведенные в России, Украине и Белоруссии. Это валидол, корвалол, активированный уголь, валерьянка, цитрамон -- всего около 400 наименований. Европейские аналоги стоят дороже.

Фармацевтическую продукцию, не имеющую сертификата, можно будет ввозить в Латвию до 1 мая. Продавать эти лекарства разрешат и после 1 мая, но рано или поздно запас будет исчерпан. По прогнозам президента Латвийской ассоциации аптекарей Гунтиса Белевича, это произойдет к концу года, а цены на лекарства в среднем повысятся на 15--20%.

Печальный прогноз дал в конце марта Латвийский центр содействия сельскохозяйственному рынку. Принимая во внимание уже имеющийся рост цен на продукты питания, повышение цен на них в розничной торговле в ближайшие три года составит от 30 до 50%. Радует одно: на отдельные группы товаров цены не повысятся. В число таких товаров попали фрукты, ягоды, овощи и мясо. А вот молоко, хлеб, рыба, сахар, кондитерские изделия, безалкогольные и алкогольные напитки, а также сигареты подорожают.

Беспокоит и то, что весь февраль, прямо накануне вступления в ЕС, политическая элита страны сначала усиленно разваливала, а потом создавала правительство. В итоге, едва вступив в должность, новый премьер Индулис Эмсис ужаснулся тому, как мало сделано в сфере подведения латвийских законов под евростандарты. Последние две недели и правительство, и сейм работают как машины для голосования, в срочном порядке приводя законодательство в соответствие с европейским. К концу марта сейму предстояло принять более 60 законопроектов. Правительство решило принять несколько законопроектов даже во время пасхальных каникул, опираясь на 81-ю статью конституции, разрешающую кабинету министров выполнять во время каникул функции парламента. Сейм все законы принять не успевает.

Есть ошибки, которые не исправишь и в срочном порядке. В конце марта кабинет министров к своему ужасу обнаружил, что в латвийских портах до сих пор не построены контрольно-пропускные пункты, соответствующие ветеринарным требованиям Евросоюза. Построить их удастся только к концу лета -- ведь цемент не заставишь застыть быстрее, чем положено. Между тем удельный вес продукции, нуждающейся в ветеринарных проверках, составляет в транзитном грузопотоке Латвии 10%. И доходы от транзита всех этих грузов Латвия временно потеряет.

Данута ДЕМБОВСКАЯ, Рига