|
|
N°57, 05 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умер Никита Богословский
Автору элегантных, ироничных и пронзительных лирических хитов советского кино («Темная ночь», «Шаланды», «Почему ты мне не встретилась»), музыки к ста девятнадцати фильмам и восьмидесяти спектаклям, Народному артисту СССР Никите Богословскому было 90 лет. Кроме киномузыки и песен он сочинил восемь симфоний, три оперы и восемь книг. Еще Богословский был обладателем неофициального титула «король розыгрыша».
Сам он говорил, что разыгрывает только друзей с чувством юмора, не разыгрывает женщин из джентльментских соображений, некоторые «многосерийные» розыгрыши продолжает в течение почти трех десятков лет и устает отнекиваться, когда чего-нибудь не делал. Публика любила остроты и афоризмы Богословского, вроде «Продаются щенки с родословной хозяина», «Ввиду отсутствия всего остального иностранцы обычно говорят, что больше всего у нас им понравились люди» или «Лучше быть больным, но богатым, чем бедным, но больным».
Публике также нравились его элегантность и демократизм, острый взгляд на окружающее и незацикленность на мрачных проблемах бытия. Богословский утверждал, что не интересовался страной. Это при том, что он родился в 1913 году в дворянской семье, что сперва учился у Глазунова (в том числе «бегал на угол покупать коньяк»), а заканчивал образование в экстернате консерватории с 1930 по 1934-й. Это при том, что после убийства Кирова он был выслан вместе с родителями в Казань, где и умерли его родные. Богословскому назначили жить в Сыктывкаре, но он не поехал, и про него забыли.
И тем не менее он утверждал, что всегда только и думал о своем творческом благополучии в мире, к которому относился иронически. Он отмечал, что его миновали духовные драмы. «Только ясное, радостное ощущение жизни. Праздник бытия». Верить ли этому удивительному отсутствию интереса к окружающей со всех сторон истории или не верить -- дело вкуса. Очевидно, что аристократ и любимейший народный композитор прекрасно замечал многие тонкости советского бытия, и, может быть, поэтому его песни не столь плакатны, как другие, в них просвечивают стиль и элегантная интонация.
Теперь информационные агентства цитируют речи коллег по цеху -- Тихона Хренникова, Оскара Фельцмана и Владимира Казенина. Все в один голос говорят, что день смерти Богословского -- это траурный день для всей песенной культуры. Теперь вспоминают о том, что одна из малых планет была названа именем Богословского, а перед кинотеатром «Россия» выложена соответствующая звезда. Планета -- это еще куда ни шло, но звезда перед «Россией» заслуживает фирменного отношения того, кому, собственно, посвящена. Богословский, между прочим, вполне легко относился к проблемам вечности искусства и его авторов. Про Стравинского и Шостаковича говорил, что их обязательно будут помнить. Ну, еще лет сто. А песенников точно всех забудут. Возможно, он прав, но тогда будущим исследователям пыльных архивов песенной музыки папки с сочинениями Никиты Богословского будут казаться самыми очаровательными.
Юлия БЕДЕРОВА