Время новостей
     N°57, 05 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.04.2004
По следам бременских режиссеров
Кино еще раз сопрягли с музыкой
Несколько запутанный смысл акции состоял в том, что сперва показывали возвышенное европейское кино (короткометражки знаменитых режиссеров), а потом люди из разных групп играли возвышенную русскую музыку, сочиненную для вечеринки после показа. Никому бы в голову не пришло увидеть здесь приметы единства, если бы не апелляции организаторов (линии «Другое кино», компании Showtech и ресторана «Тинькофф») к таперскому искусству, знаменитым кинокомпозиторам (Найману и Глассу), музыкальным фильмам и намерению разнести пространственно то, что обычно слито.

Саундтрек к фильму «На десять минут старше. Виолончель» писал некто Джим Инглишби, и его романтическая музыка красиво легла на чуть архаический тон короткометражек. Первая часть альманаха была бодрее, в ней содержалась, например, изящная новелла Джима Джармуша. Во второй части роль острого современного искусства в окружении величественных банальностей играла миниатюра Майка Фиггиса. Альманах придумал Вим Вендерс, посмотрев короткометражку Герца Франка и Юриса Подниекса «На десять минут старше». Там камера наблюдает за лицом мальчика, в свою очередь наблюдающего за кукольным представлением. В пресс-релизе говорится, что альманах режиссеров, задумавшихся о том, как на фоне кино проходит время, стал «клип-энциклопедией приемов современного кинематографа» и рассказывает «о вечных ценностях».

Примерно тем же занялся лидер группы «Текиладжаз» Евгений Федоров. В его активе есть нормальная киномузыка, есть и вошедшие в моду лет пять-семь назад таперские проекты. «Текиладжаз» озвучила культовую для неотаперов левацкую «Стачку» Эйзенштейна и даже объездила с ней европейские сцены. В сравнении с версией «Стачки» от израильского левака, саксофониста Дрора Файлера, работа питерцев гораздо мягче. Интеллектуальная и художественная мягкость отличала и новый федоровский проект. В «джазовой программе» на тему фильма джаза не было, но была «атмосферность», свойственная новому российскому кино. Следуя принципу киносборника, Федоров собрал разных музыкантов, хотя вряд ли кто-нибудь стал бы сравнивать сооснователя «Аквариума» Севу Гаккеля с Годаром, штатного композитора НТВ Олега Эмирова с Клэр Дени, а Тутту Ларсен с Бертолуччи. Тем не менее собрание музыкантов, различия которых были слегка преувеличенны, расслабленно, вальяжно и немножко нервно философствовало на темы времени. В текстах слышалось: «пока», «табака», «вода-вода-вода» и «будет зима». Чем не философские, «не ограниченные заданными жанровыми рамками размышления о вечных ценностях»?

Насчет зимы думает вся рок- и поп-элита с момента появления сингла «Зимы не будет» другого питерского музыканта, лидера группы «Аукцыон» Леонида Федорова. Вода -- это, надо полагать, метафора протекающего времени. "Пока" -- это о вечном.

Красиво и как-то жестко Федоров (Евгений) щипал струны финских гуслей, мечтательно и твердо высказывалась Тутта Ларсен, веско и печально звучали реплики духовых от «Ленинграда». Было здесь что-то изящное. За что и ценит Федорова публика, а также устроители мероприятий, сочетающих легкое пиво с легким интеллектуализмом.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка