Время новостей
     N°80, 11 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.05.2001
ЦИК наведет чистоту
Запрет -- лучшая гарантия избирательных прав
Центральная избирательная комиссия в мае должна направить в Госдуму новую редакцию закона об основных гарантиях избирательных прав граждан. Новый закон, текст которого проходит экспертизу в администрации президента, должен, по расчетам ЦИК, помешать использованию на выборах «теневых» денег, «грязных технологий» и так называемого административного ресурса.

Наибольшая строгость проявлена в отношении административного ресурса, которым обычно пользуются кандидаты, занимающие на момент выборов ту или иную властную должность. Нарушителям грозит снятие с избирательного марафона. К действующим запретам на использование (бесплатное) в предвыборной кампании помещений, телефонной и факсимильной связи, государственного транспорта, а также подчиненных чиновников Центризбирком внес несколько существенных дополнений.

Доверенным лицом кандидата-начальника не может быть другой начальник, подчиненный кандидату. На время всей кампании кандидат должен освобождаться от выполнения должностных обязанностей. Исключение сделано только для президента страны, который баллотируется на второй срок, и для премьера, если он исполняет обязанности президента: и тот и другой «продолжает выполнять свои полномочия». Депутаты также исполняют свои полномочия, но не вправе использовать их в предвыборных целях.

Снятие с марафона предусмотрено для любителей административного ресурса и в действующем законе. Правда, так строго пока никого не наказывали за все 11 лет демократических выборов. Не наказывали, возможно, потому, что в законе не сказано, как это могут делать избиркомы. ЦИК теперь уточняет -- за 15--5 дней до голосования это можно сделать через суд. Но на будущих выборах, скорее всего, ни один избирком в суд не обратится. И не потому, что кандидаты-начальники будут соблюдать все нормы. А потому, что воспользоваться административным ресурсом вполне возможно, не нарушив ни одного положения закона. К примеру, губернатор, баллотирующийся на второй срок, может не появляться в своем офисе все три месяца избирательной кампании, как того требует закон. Но при этом в регионе будут расти дополнительные выплаты пенсионерам, найдутся бюджетные средства для выплаты детских пособий, срочно откроется новый детский сад или школа и т.д.

Словом, тот, кто у власти, всегда будет иметь на выборах преимущества перед соперниками. На таком фоне конкурентам, стремящимся во власть, остается лишь изобретать избирательные технологии и вести массированную агитацию. И то и другое требует денег, и требуемые суммы гораздо внушительнее тех, что позволяет тратить на выборы действующее законодательство. Обновленный закон не меняет этого положения. Центризбирком намерен и далее устанавливать предельные суммы, которые вправе потратить на свои выборы кандидаты и партии.

Абсолютное «денежное» равенство кандидатов, вероятно, было оправданно пять-десять лет назад, когда многопартийность в России еще только складывалась и альтернативные выборы были в диковинку. Партии теперь окрепли, если судить по закону о партиях, который уже одобрен Думой в первом чтении. Среди многих требований, которые предъявляет этот закон, записана «финансовая прозрачность» партий. Если к будущим выборам допустят только партии, доходы которых открыты, то непонятно, почему у этих партий не будет права задействовать всю свою денежную мощь для победы в политической борьбе. Если бы Центризбирком снял финансовые ограничения, то, не исключено, избавил бы себя и избирателей от «грязных технологий», которые по деньгам наименее затратны.

Сохранив финансовые ограничения, Центризбирком сохранил и даже увеличил количество запретов в предвыборной агитации. В новом законе прописано понятие «информирование избирателей» -- сообщения о «предвыборных мероприятиях», которые подаются в СМИ «исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев» и без предпочтений «какому бы то ни было кандидату».

Если информация подана «с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах», то она считается агитацией. Агитационные материалы закон позволяет размещать в СМИ лишь за соответствующую плату из фонда кандидата. Если газета или телеканал передают агитационную информацию и не могут доказать, что размещенная информация была оплачена, значит, они нарушают избирательный закон. Иными словами, СМИ в предвыборной кампании вправе выражать политическую позицию лишь за деньги кандидатов или партий, у которых ограниченные финансовые возможности.

Все это, по замыслу авторов проекта, нужно для того, чтобы предвыборная борьба оставалась борьбой предвыборных платформ и не превращалась в войну компроматов. Для большей надежности ЦИК вводит запрет на «агитацию в отношении лиц, не являющихся зарегистрированными кандидатами». То есть коммунисты, к примеру, не смогут даже за официальную плату критиковать в прессе Анатолия Чубайса, поскольку он в качестве кандидата никогда не участвует в выборах.

Насколько чище и честнее станут после этих нововведений выборы, выяснится не раньше очередного думского избирательного марафона.

Виктор ХАМРАЕВ