|
|
N°57, 05 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новая модель делового мира
Совладельцы МДМ ушли из оперативного управления активами группы
Андрей Мельниченко и Сергей Попов в минувшую пятницу приняли официальное решение о ликвидации управляющей компании группы МДМ, которая полностью им принадлежала с 2000 года. Все ее промышленные активы (кроме акций РАО «ЕЭС России», РИНАКО и Трубной металлургической компании) будут консолидированы на уровне компании «Еврохим» и созданного на основе Сибирской угольно-энергетической компании (СУЭК) нового холдинга, который возглавит бывший председатель правления МДМ-банка Владимир Рашевский. Таким образом, совладельцы МДМ окончательно отойдут от оперативного управления своими активами, передав персональную ответственность за бизнес нескольким топ-менеджерам группы. При этом менеджеры будут исключительно наемными: как известно, и «Еврохим», и СУЭК полностью принадлежат гг. Мельниченко и Попову.
В ЗАО «Управляющая компания группы МДМ» г-н Мельниченко был гендиректором и членом совета директоров, а г-н Попов -- председателем совета директоров. В пятницу по итогам собрания акционеров ЗАО было объявлено о том, что «корпоративная миссия» группы МДМ исчерпана в связи с «окончанием структурирования ключевых промышленных холдингов -- СУЭК и «Еврохима». Перестройка бизнеса, затеянная акционерами, выглядит так. «Андрей Мельниченко и Сергей Попов, владеющие СУЭК и «Еврохимом» на паритетных началах, войдут в советы директоров обоих холдингов скорее всего на руководящих должностях», -- говорит источник газеты «Время новостей» в группе.
Самое удивительное в реорганизации -- это выбор руководителя угольно-энергетического бизнеса. Владимир Рашевский -- один из сильнейших топ-менеджеров, работающих на Андрея Мельниченко. В финансовых кругах и контролирующих органах у него сложилась репутация одного из самых сильных и перспективных банковских менеджеров. Однако банковскими талантами Владимира Рашевского, видимо, решено пожертвовать. Не случайно именно он в этом году был выдвинут в совет директоров РАО «ЕЭС России» от МДМ наряду с уже входящими в совет гг. Мельниченко и Поповым. Правда, в МДМ утверждают, что именно г-н Рашевский разработал и структуру СУЭК, и концепцию нового вертикально интегрированного энергохолдинга. Более того, МДМ-банк занимался скупкой акций региональных энергокомпаний и управлением ими.
Между тем, по словам старшего вице-президента МДМ-банка Ильи Разбаша, г-н Рашевский «уходит из банка не окончательно». Он остается на должности заместителя председателя совета директоров и будет участвовать в стратегическом управлении финансовой организацией и другими банками группы. Об этом косвенно свидетельствует и выбор преемника г-на Рашевского -- члена правления МДМ-банка Андрея Савельева (совет директоров банка также в минувшую пятницу направил в ЦБ ходатайство о согласовании его кандидатуры). Как говорит источник газеты «Время новостей» в банковских кругах, банкиры познакомились в конце 90-х годов, когда г-н Савельев работал в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) и занимался долговыми проблемами, а г-н Рашевский возглавлял казначейство Автобанка (миноритарным акционером которого был ЕБРР. -- Ред.). «С тех пор они хорошо узнали друг друга и много общались», -- говорит источник, отмечая, что г-н Рашевский, видимо, сам выбирал своего преемника. Г-н Разбаш отмечает, что кадровые перестановки не приведут к ослаблению МДМ-банка и никаких изменений в финансовом блоке группы пока не планируется: «Об этом говорить рано».
СУЭК же, очевидно, только выиграет от прихода г-на Рашевского. Опытному финансисту достался холдинг, который позволяет блокировать почти любое решение в энергокомпаниях Сибири и Дальнего Востока. В связке с угольными предприятиями такая консолидация является залогом успешного сбыта топлива (что в общем-то уже происходит). Но самое главное -- столь раннее создание энергоугольной корпорации позволит ей к окончанию реформирования электроэнергетики стать самым мощным игроком на этом рынке.
Кроме того, как сообщили в МДМ, гг. Мельниченко и Попов решили сохранить под своим личным контролем акции РАО «ЕЭС России» (по оценкам экспертов, половину пакета они уже продали, оставив у себя около 7%) как портфельную инвестицию. Это означает, что они готовы к продаже, которая состоится в том случае, если их нельзя будет обменять в ходе реформы на акции оптовых генерирующих компаний (в правительстве сейчас решается вопрос о том, что электростанции должны продаваться за деньги и, возможно, за акции РАО, а не только за акции РАО, как предлагалось ранее). Ведь на покупку генерации будут нужны деньги; продав же акции РАО вовремя, можно их заработать. Кроме того, нельзя исключать, что в процессе поиска денег будут проданы миноритарные пакеты акций ТМК и РИНАКО, которые не вошли ни в один из созданных МДМ холдингов.
Таким образом, гг. Мельниченко и Попов реализуют бизнес-модель, аналогичную той, что уже используют Владимир Потанин и Роман Абрамович, -- структурирование активов по направлениям и получение дивидендов от деятельности больших холдингов (источник, хорошо знакомый с ситуаций в МДМ, считает, что совладельцы вряд ли будут в ближайшее время развивать новые направления бизнеса). Практика показывает, что при хороших отношениях с властью такая модель может приносить неплохую прибыль.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ, Николай ГОРЕЛОВ