|
|
N°56, 02 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полюбите нас богатыми
Бизнес не знает, какие корпоративные правила поведения ему уготованы
На вопрос о том, как общество относится к предпринимателям, ответ практически однозначен. Плохо относится. Понять, почему так происходит, пытались члены «Никитского клуба» на заседании семинара под названием «Старые проблемы на новый лад: российское предпринимательство и общественные стереотипы». Некоторые участники полагают, что общественный негатив в основном направлен на крупный бизнес, так называемых олигархов. Впрочем, глава исполкома организации «Деловая Россия» Алена Николаева разуверила в этом собравшихся. «Уверяю вас, люди никакой бизнес не любят, ни крупный, ни средний, ни самый мелкий», -- сказала она.
Найти рецепты по изменению устоявшихся стереотипов оказалось не так просто. В последнее время в бизнес-среде все большую популярность получает тезис о «социальной ответственности», которая понимается как своеобразный откуп от власти, квазиналог на занятие бизнесом. Действительно, как понять, каковы размеры этой социальной ответственности, и как провести границу между желанием сделать доброе дело и вынужденной благотворительностью под нажимом государства. Посол России в Бельгии Вадим Луков привел цитату Теодора Рузвельта: «Честное ведение бизнеса сделало бы благотворительность (читай: социальную ответственность) излишней».
Казалось бы, есть профессионалы, способные в корне изменить отношение к любому предмету, ведь недаром одна из самых модных профессий последнего времени -- пиарщики. Но, как выясняется, не все в их власти. Как считает известный специалист по корпоративному управлению Кирилл Елизаров, крупный бизнес бездарно провалил пропагандистскую деятельность. В ельцинские времена «обелить» бизнес было реально, но тогда никому не было до этого дела. Бизнес пользовался пиаром главным образом для ведения войн друг с другом. Даже термин «олигарх», от которого сейчас все пытаются откреститься, был придуман и введен в массовый обиход самим крупным бизнесом. Сейчас, убежден г-н Елизаров, что ни делай, ситуацию это уже не изменит. Люди перестали доверять любым словам бизнесменов. Да и не только люди.
К тому же есть опасения, что рынок корпоративного пиара скоро будет если не совсем прикрыт, то в значительной степени зарегулирован. Будоражащие последнее время экспертное сообщество слухи о некоем национальном докладе, устанавливающем правила поведения в сфере корпоративного управления, выглядят все более правдоподобными. По словам экспертов, проект этого доклада содержит некие стандарты корпоративного управления. Причем впоследствии положения этого доклада будут трансформированы в закон. Самое удивительное, что в России, где самые секретные сведения быстро становятся известными, никто пока не в курсе, кто же автор этого проекта. Один из участников заседания на условиях анонимности рассказал, что все возможные авторы, от политологов до сотрудников администрации президента, открещиваются от участия в подготовке доклада. Г-н Елизаров предположил, что доклад готовится в недрах Минэкономразвития. «Само по себе установление определенных правил поведения нас не пугает, -- объясняет эксперт, -- но мы бы не хотели, чтобы этот важнейший документ готовился кулуарно. В его разработке должны принять участие все заинтересованные стороны».
Не исключено, что Герман Греф надеется при помощи стратегии, потенциально ведущей к переделу собственности, заработать «дополнительные административные очки». Напомним, что МЭРТ до сих пор продолжает курировать административную реформу, результаты которой, по мнению части экспертов, не внушают оптимизма. Так что новый громкий проект -- стратегия корпоративного управления -- способен отвлечь внимание общества от того, что МЭРТ, получив поистине госплановские полномочия, не уделяет должного внимания своим прямым обязанностям, связанным с формированием нормативной базы для новых структур правительства.
Если обсуждение документа пройдет без участия общественности, то, как считают эксперты, существует опасность, что будущий закон будет использован не по прямому назначению, а просто как инструмент нового передела собственности. Если рамки закона окажутся чересчур жесткими, то бизнесмены будут поставлены перед выбором -- либо срочно «исправляться», либо продавать свой бизнес.
Екатерина САМОЙЛОВА