|
|
N°56, 02 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бандит или жертва?
На Украине осужден российский бизнесмен
Российский бизнесмен Игорь Шагин, руководитель известной украинской компании «Топ-сервис», подает апелляцию в украинский Верховный суд, чтобы оспорить приговор к пожизненному заключению, вынесенный 19 марта Киевским апелляционным судом. Ни он, ни еще 14 человек, осужденных по делу «Топ-сервиса», не признали вины. Киевская прокуратура утверждает, что компания была прикрытием для преступной деятельности банды, которая в 1997--2000 годах совершила ряд тяжких преступлений, в том числе три заказных убийства и пять покушений. И Шагин, вроде как организатор банды, принимал «заказы» и оплачивал работу преступников.
Уроженца Санкт-Петербурга Игоря Шагина задержали три года назад, когда он возвращался с заседания суда, где его фирма "Топ-сервис-Восток", занимающаяся крупными экспортными поставками продуктов питания, выиграла очередное дело против таможенной службы. Сначала его задержали по подозрению, что его машина краденая, и посадили под административный арест на 12 суток «за оказание сопротивления сотрудникам милиции». На свободу Шагин уже не вышел.
Он и остальные лица, арестованные по делу «Топ-сервиса», были обвинены в 17 преступлениях, в частности в убийствах завотделом налоговой администрации Киева и криминального авторитета Князя. Еще они обвиняются в покушениях на убийство чиновника столичной районной администрации, начальника отдела Киевской таможни, и замначальника госинспекции ветеринарной медицины.
Сразу после ареста Шагина, в 2001 году, прокуратура Киева заявила, что подозревает его в «заказе» на убийство начальника Юго-Западной железной дороги Владимира Олийныка, а также бывшего главы Украинской межбанковской валютной биржи, влиятельного банкира Вадима Гетьмана. Эти оба убийства были чрезвычайно резонансными. Убийство Олийныка повлияло на перераспределение контроля над товарными потоками в масштабах страны, а устранение Гетьмана -- на исход президентских выборов 1999 года (после смерти банкира лидер правой оппозиции Виктор Ющенко так и не решился выдвинуть свою кандидатуру).
На дискете, изъятой у арестованных представителей «Топ-сервиса», были файлы со сведениями о маршруте передвижения Гетьмана. Еще одним доказательством причастности «Топ-сервиса» к устранению известного банкира стало то, что... «фирма Шагина занималась сбором сельхозпродукции в округе», где «был избран народным депутатом Вадим Гетьман», -- так процитировало агентство «Украинские новости» заместителя киевского прокурора Виталия Шевченко в 2001 году. Ныне украинское правосудие утверждает, что обладает неопровержимыми доказательствами причастности к заказу на убийство Гетьмана экс-премьера Павла Лазаренко, судебный процесс над которым идет в США.
После вынесения приговора по делу «Топ-сервиса» 19 марта украинский интернет-сайт «Провокация» не без иронии констатировал: «Да здравствует украинский суд -- самый справедливый суд в мире!» На протяжении нескольких лет расследования деятельности «Топ-сервиса» украинские СМИ неоднократно высказывали сомнения, могли ли так далеко простираться интересы сельхозкомпании и не является ли судебное дело способом устранения процветающего конкурента на рынке. В 2003 году со ссылкой на следствие «Киевские ведомости» сообщили, что «изначально преступная группировка создавалась как «придаток к «Топ-сервису», для защиты его интересов». Ныне многие частные компании пользуются подобными услугами вынужденно, из опасения «наездов» бандитских группировок. «Шагин с самого начала не признавал вины, -- цитируют украинские СМИ его адвоката Владимира Баулина. -- Шагин не только не являлся организатором банды, но и пострадал от нее как предприниматель». В ходе слушания судебного дела сообщалось, что «у 11 подзащитных не оказалось денег, чтобы нанять адвоката». Возникли бы такие проблемы, если бы «Топ-сервис» и бандформирование были единым целым?
Игорь НАЛИМ, Киев