|
|
N°55, 01 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ночной охотник» заменит «летающий танк»
Армейская авиация получает новый вертолет
«Началась качественно новая эпоха в отечественном вертолетостроении», -- использовать пафосную формулировку обычно скупых на похвалы авиационных специалистов заставил состоявшийся вчера в Ростове-на-Дону демонстрационный полет новейшего российского боевого вертолета пятого поколения Ми-28Н. Главнокомандующий ВВС генерал армии Владимир Михайлов поспешил заявить, что аналогов этому всепогодному ударному вертолету нет. Беспрецедентный в последние годы случай для не избалованной деньгами армии -- главком пообещал, что до 2010 года на вооружение ВВС поступят три сотни новых вертолетов. Как уверяют военные, недорогих. Более того, советник президента России по вопросам военно-промышленного комплекса и гособоронзаказа генерал Александр Бурутин заявил, что первые машины в войсках получат в ближайшие два-три года. То есть Ми-28Н станет основным боевым вертолетом армейской авиации России, сменив знаменитый Ми-24, который называли кто «горбатым», а кто «летающим танком».
Новая машина создана совместными усилиями Ростовского вертолетного производственного комплекса («Роствертол») и Московского вертолетного завода им. Миля. Разработки начались чуть более десяти лет назад. «Ночной охотник», как прозвали новичка за способность действовать ночью так же эффективно, как и днем, много что умеет: искать и уничтожать технику, живую силу противника, катера и малые плавсредства, оборонительные сооружения, бороться с воздушными целями и даже ставить минные заграждения. Бортовое оборудование позволяет ему летать в сложных метеоусловиях на предельно малых высотах (от 5 до 15 метров) в автоматическом режиме -- практически без участия пилотов. Такого не может ни один вертолет в мире, в этом и заключается основа боевого применения Ми-28Н. Усилия даже насыщенной ПВО в этом случае сводятся на нет.
В то, что испытания новой машины, которая, по выражению главкома Михайлова, «превзошла все, что имеется на сегодняшний день», совпали по времени с появлением у российских границ самолетов НАТО, верится с трудом. Однако оснащенность вертолета действительно восхищает. Тут и высокоточное оружие, и многофункциональный комплекс обороны, и даже электроника, это вечно слабое место нашей авиации, здесь вполне на высоте -- во всяком случае обладает большими возможностями, нежели аппаратура американского аналога нашего новичка -- Ан-64 «Апач». Кабина бронирована, включая и боковые стекла, которые выдерживают прямое попадание пули калибра 12,7 мм. Двигатели вертолета разнесены, жизненно важные агрегаты прикрыты (специалисты говорят -- экранированы) второстепенными. Конструкторы Ми-28Н отдали должное новым материалам, устойчивым к боевым повреждениям, в результате топливная система, например, исключает взрыв или возгорание топлива.
На вооружении у Ми-28Н -- целый арсенал. Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета «Атака» поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели. Сверхзвуковая управляемая ракета «Игла» класса «воздух--воздух» применяется по принципу «пустил -- забыл». 30-мм пушка позволяет экипажу выбрать тип снаряда непосредственно во время боя. Прицеливается летчик с помощью нашлемной системы целеуказания. В довершение ко всем этим достоинствам создатели вертолета предусмотрели его адаптацию к новому и перспективному оборудованию и вооружению. Это обстоятельство значительно повысит его конкурентоспособность на мировом рынке вооружений. «Роствертол» готов к серийному производству Ми-28Н. В Чечню чудо-машину посылать не станут: как сказал генерал Михайлов, вертолеты этого типа там сегодня не требуются.
Оборонная промышленность, системный экономический кризис которой, по словам генерала Бурутина, приостановлен, обещает в скором будущем еще раз удивить соотечественников. Конструкторское бюро им. Камова ведет разработку вертолета Ка-60 «Касатка», который способен обнаруживать на большом расстоянии даже крылатые ракеты. Сроки запуска этой машины в серию могут быть сокращены, если осуществится план руководителя Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина создать уже в этом году вертолетостроительную корпорацию.
Ми-28Н. Экипаж -- два человека, расположение кресел пилотов -- «тандем», максимальная скорость 305 км/час, динамический потолок -- 5700 м, дальность полета -- 450 км, масса боевой нагрузки -- 2400 кг, максимальная взлетная масса -- 12100 кг.
Николай ПОРОСКОВ