|
|
N°55, 01 апреля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не видать как своих рублей
Создание валютного союза России и Белоруссии отложено в долгий ящик
Министр финансов России Алексей Кудрин вчера наконец официально признал то, о чем и в Москве, и в Минске поговаривали уже давно: введение в обращение в Белоруссии российского рубля переносится с 1 января 2005 года на более поздний срок -- как минимум на год. По словам г-на Кудрина, на прошлой неделе он провел встречу с представителями правительства Белоруссии, в ходе которой белорусская сторона предложила не обсуждать «рублевую» проблему. «Из этого я могу сделать вывод, что правительство Белоруссии не будет рассматривать в ближайшее время этот вопрос, и, таким образом, сроки не позволяют ввести рубль с 2005 года», -- сказал глава Минфина. Со своими выводами г-н Кудрин уже ознакомил премьера. Он направил Михаилу Фрадкову предложение снять данный вопрос с повестки дня одного из майских заседаний правительства как «неподготовленный к обсуждению в согласованном с белорусской стороной виде».
Еще с лета прошлого года у аналитиков крепла уверенность: никакого объединения валют в 2005 году не будет. На то были веские причины. Мало того что сторонам не удавалось согласовать уже заявленные позиции, Минск, видимо, не желая расставаться с независимостью денежно-кредитной политики, постоянно выдвигал новые условия. А сроки все поджимали. По расчетам ЦБ России, для того чтобы союзные страны перешли на единую валюту с 2005 года, соответствующее соглашение должно было быть подписано не позднее марта. В последний день последнего для принятия решения месяца г-н Кудрин и объявил, что «в товарищах согласия нет».
Реакции белорусской стороны на заявление Алексея Кудрина долго ждать не пришлось. Как заявили вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко и премьер Сергей Сидорский, введение российского рубля на территории республики возможно только после подписания подготовленного белорусской стороной пакета соглашений. Они предусматривают, в частности, введение единых цен на энергоносители для хозяйствующих субъектов двух стран, выделение Россией государственных кредитов, а также компенсации по косвенным налогам. (Белоруссия оценивает единовременные потери национальной экономики от введения российского рубля в сумму около 2 млрд долл., в том числе потери бюджета -- в 1 млрд). При этом г-н Сидорский предпринял попытку переложить ответственность за торможение процесса введения единой валюты на российскую сторону. «У нас есть все возможности идти этим путем (создания валютного союза. -- Ред.) в случае конструктивного подхода российской стороны. Пока мы ответа российской стороны не получили», -- заявил он.
«На тех условиях, которые предлагает Белоруссия, нам объединения валют не нужно», -- заявил газете «Время новостей» аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский. По его словам, Россия предлагает рыночные условия введения единой валюты, а Белоруссия хочет тем или иным способом выбить деньги, в том числе для финансирования дефицитного бюджета. Г-н Струченевский делает вывод, что до введения единой валюты на приемлемых условиях еще далеко: для этого необходимо выравнять экономики, а у стран Евросоюза, как известно, «ушло немало времени на синхронизацию экономических циклов».
Михаил ВОРОБЬЕВ, Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск