Время новостей
     N°55, 01 апреля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.04.2004
"Белая ворона" в Белом доме
Аркадий Дворкович пошел против течения
Главный в правительстве по административной реформе, руководитель аппарата Дмитрий Козак добился своего. Сегодня на заседании кабинета, очевидно, будет утверждена предложенная им схема структур министерств, служб и агентств. Известно, что основная интрига вокруг того, сколько у министров должно быть замов. Г-н Козак давно уже заявил, что их будет два. Но с ним не согласились министры-тяжеловесы Алексей Кудрин (Минфин) и Герман Греф (МЭРТ). Однако опытный аппаратчик, г-н Козак заручился поддержкой президента и премьера и заочно, до обсуждения проблемы на заседании кабинета министров, выиграл спор. Более того, реорганизация кремлевской администрации, в которой у ее руководителя осталось всего лишь два зама, наглядно показала, что остальные структуры исполнительной власти будут строиться по образу и подобию. Так что спорить нынче с г-ном Козаком все равно, что спорить с президентом.

Весомость аргументов г-на Козака, однако, никак не может примирить с этим новым административным раскладом влиятельных министров и их униженных заместителей. Самый раскованный заместитель г-на Грефа Аркадий Дворкович, рассуждая вчера о необходимости иметь профессионалов на всех уровнях госвласти, заявил: «Идея по двум замминистрам не отвечает этим целям. Я говорю об этом не потому, что боюсь лишиться своего места. ...Последнее решение вымывает самое эффективное звено, я считаю его абсолютно неэффективным. Мне кажется, то, что этот процесс практически завершился, создаст большие проблемы». Г-н Дворкович вольно или невольно обвинил авторов идеи «двух замов», по сути, в дискредитации административной реформы. «Министр должен сам решать, что ему нужно для решения задач. А то получается, что возвысили роль министра, а потом тихо-тихо подрезали его снизу так, чтобы эти задачи он эффективно решать не мог», -- пояснил он свой пессимизм.

В Белом доме тем временем считают «реформу по Козаку» единственно верной. А скандалистам отвечают, что, собственно, усилившиеся министры должны взять на себя всю полноту ответственности за свои подразделения. Вплоть до того, что теперь только министры будут иметь право выступать на заседаниях правительства. А если вдруг они окажутся не в теме, то могут с позволения премьера попросить своих замов дать маленькую справку членам кабинета -- и ни слова больше. В общем, жесткая вертикаль, субординация и обещанный президентом персональный спрос и ответственность. Злые языки говорят, что когда г-н Греф услышал о новых правилах поведения, то страшно возмутился: мол, что же я теперь должен на каждом заседании выступать?

По стечению обстоятельств сегодня на заседании кабинета г-н Греф нарушит нововведение. Вместо него будет выступать его заместитель Михаил Дмитриев, который расскажет, какими будут функции министерств, служб и агентств. Другим докладчиком выступит г-н Козак, который изложит схемы структур органов исполнительной власти. Помимо идеи «двух замов», он предложит и новую конфигурацию внутри министерств. Там будут департаменты и отделы, причем начальники департаментов станут отныне "директорами" -- опять же для повышения личной ответственности. В службах и агентствах внутренние подразделения будут называться управлениями и отделами. Однако принцип «двух замов» для службистов и агентов будет лишь рекомендован. Хотя кто же из службистов осмелится этой рекомендации не последовать?

Источник в Белом доме также сообщил газете «Время новостей», что с сегодняшнего дня министры не смогут вносить в кабинет несогласованные проекты. Если же разногласия возникнут по стратегическим вопросам, то их разрешением займутся либо вице-премьер, либо сам премьер-министр. По словам источника, сокращение в госструктурах численности служащих будет существенным. И добавил: «Мы проводим сокращение не ради сокращения, а ради оптимизации». В Белом доме пока звучит цифра - 20%. Однако, по информации газеты «Время новостей», из Кремля поставлен другой ориентир -- 30-процентное сокращение.

Вера КУЗНЕЦОВА