Узник «Матросской тишины» Михаил Ходорковский сделал серьезную заявку на продолжение своей политической карьеры. Подписавшись как «частное лицо, гражданин Российской Федерации», вчера он опубликовал в газете «Ведомости» статью под названием «Кризис либерализма в России». «Те, кому судьбой и историей было доверено стать хранителями либеральных ценностей в нашей стране, со своей задачей не справились. Ныне мы должны признать это со всей откровенностью. Потому что время лукавства прошло -- и из каземата СИЗО №4, где я сейчас нахожусь, это видно, быть может, чуть лучше, чем из других, более комфортабельных помещений», -- пишет бывший глава ЮКОСа.
Статья Ходорковского - одновременно политическое покаяние и политический манифест. «Социально активные люди либеральных взглядов -- к коим я отношу и себя, грешного, -- отвечали за то, чтобы Россия не свернула с пути свободы. И, перефразируя знаменитые слова Сталина, сказанные в конце июня 1941 г., мы свое дело прос...ли", -- пишет он.
Знакомясь в «каземате СИЗО №4» с материалами своего уголовного дела, Михаил Ходорковский полностью признал политические ошибки 1990-х годов (свои, крупного бизнеса и либеральных политиков) и обдумал, что он может сделать для того, чтобы «жить, работать и умереть» в России.
Истоки поражения либерализма Ходорковский видит в лживости либералов ельцинского призыва, в их неготовности и нежелании понять интересы 90% населения страны. «Они всегда говорили - не слушая возражений - что с российским народом можно поступать как угодно, -- пишет Ходорковский. - Что «в этой стране» все решает элита, а о простом люде и думать не надо». Бывший глава ЮКОСа признается: «А где был в это время крупный бизнес? Да рядом с либеральными правителями. Мы помогали им ошибаться и лгать. Мы, конечно же, никогда не восхищались властью. Однако мы не возражали ей, дабы не рисковать своим куском хлеба... Мы всегда были зависимы от могучего бюрократа в ультралиберальном тысячедолларовом пиджаке. И наши коллективные походы к Ельцину были лишь бутафорией - нас публично выставляли главными виновниками бед страны, а мы и не сразу поняли, что происходит. Нас просто разводили...».
Покаявшись в политических грехах, Ходорковский, похоже, считает их прощенными. И декларирует принципы новой жизни для себя и «совокупности людей, с которыми мы друг друга можем считать соратниками, единоверцами». Таких принципов семь, и среди них есть как житейские мудрости («Научиться искать правды в России, а не на Западе», «Перестать лгать себе и обществу»), так и вполне конкретные предложения. И именно эти конкретные предложения, похоже, составляют самую суть статьи и позволяют наконец связать воедино воззрения Ходорковского как обвиняемого в мошенничестве и уклонении от налогов узника «Матросской тишины», крупного политического игрока и личного оппонента президента Путина.
Во-первых, Ходорковский предлагает «отказаться от бессмысленных попыток поставить под сомнение легитимность президента», поскольку глава государства - не просто физическое лицо, а институт, гарантирующий целостность и стабильность страны, и «не приведи господь нам дожить до времени, когда этот институт рухнет, -- нового февраля 1917 г. Россия не выдержит». Кому адресовано это предложение - непонятно. Не только «соратники и единоверцы», но и ни одна политическая сила сегодня не ставит под сомнение легитимность президента. Так что это предложение выглядит «оговоркой по Фрейду», адресованной самому себе, Борису Березовскому и Владимиру Путину.
Адресат второго (и самого главного) предложения Ходорковского, напротив, отчетливо ясен. Чтобы «оправдать приватизацию перед лицом страны, ... надо заставить (! -
Ред.) большой бизнес поделиться с народом - вероятно, согласившись с реформой налогообложения полезных ископаемых, другими, возможно, не очень приятными для крупных собственников шагами". Соглашаясь ("вероятно") с реформой налогообложения недропользователей, Ходорковский второй раз отвечает Путину. Ведь известно, что именно блокирование этой реформы через думских лоббистов было роковой ошибкой главы ЮКОСа. Но даже после покаяния Ходорковский не намерен упускать инициативу и лидерство. "Лучше начать эти процессы самим, влиять на них и управлять ими, нежели пасть жертвой тупого сопротивления неизбежному. Чему быть, того не миновать", -- пишет он.
Статья "частного лица и гражданина" оставляет два вопроса. Неужели это тот самый Ходорковский, главный и наиболее циничный клиент "грабительской приватизации"? И повлияет ли его политическое раскаяние на "басманное правосудие"?..
ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ