|
|
N°54, 31 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Забреют" всех, кого смогут
В армию идет один из десяти призывников
Ни по количеству призывников, ни по срокам нынешняя призывная кампания не отличается от предыдущей. В соответствии с указом президента, сообщил вчера начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов, на службу призовут более 166 тыс. человек. Две трети контингента пойдет в вооруженные силы, то есть в армию и на флот, остальные -- в другие войска: внутренние, пограничные и так далее. Год от года молодых людей, которых военкоматы имеют право «забрить», становится все меньше. Этой весной будет призвано лишь 9,5% от призывного контингента. То есть девять человек из ста законных рекрутов (еще осенью прошлого года показатель был на 1% выше, а например, в 1994 году доходил до 27%). Остальные освобождаются от службы на законных основаниях -- число отсрочек достигло 25.
Качество призывников просто удручает. 56% рекрутов имеют ограничения по состоянию здоровья (в Москве -- более 60%), 40% -- «дети улицы», то есть до призыва нигде не работали и не учились, 21% -- из неполных семей, 5% имеют снятую или погашенную судимость. Растет число забракованных медицинскими комиссиями. Лидеры по количеству забракованных -- Москва (призывает 2,7%) и область (4,3%), Иркутская (7,9%) и Нижегородская (7,9%) области. Как ни горько это осознавать, но в армию берут всех, кто не имеет отсрочки. Военкоматовские офицеры поговаривают о кризисе нации и даже ее медленном вымирании. Отсюда проблемы с комплектованием частей, служба в которых требует крепкого здоровья: десантных, морских, спецназа, пограничных и внутренних войск. Впрочем, несмотря на столь незначительный призыв, вооруженные силы в этом году будут укомплектованы на 95--97%. Поможет набор по контракту.
Особенность весеннего призыва в том, что с 1 января этого года вступил в силу закон об альтернативной гражданской службе (АГС). Желающих послужить родине, не беря в руки оружия, немного. В Москве подано всего 12 заявлений, в некоторых регионах их нет вообще. Опасений, что АГС отрицательно скажется на призыве, у военных нет. До 1 апреля потенциальные «альтернативщики» должны подать заявления в военный комиссариат, и призывная комиссия примет решение, подходит ли молодой человек под этот статус. Трудоустраивать некомбатантов будет преемник Минтруда -- Федеральная служба по труду и занятости. В том числе и тех 216 человек, которые пошли в АГС, не дожидаясь выхода закона, и по которым теперь вынесены судебные решения. Теперь они должны "дослужить" до установленного законом срока.
Еще одна особенность -- с начала этого года началась реализация федеральной целевой программы перехода на контрактный способ комплектования. К концу года в 42-й мотострелковой дивизии и 46-й бригаде внутренних войск, дислоцирующихся в Чечне, будут служить только контрактники. С 2005 года, пообещал генерал Смирнов, призывников в Чечне вообще не будет.
После массового заболевания призывников пневмонией, о чем узнала вся страна, призывников обязали одеваться по сезону, изложив требование на обратной стороне повестки. Правда, не уточнили, как именно: ведь рекруты не знают, на юг или на север лежит их путь. С весны этого года Минобороны проведет эксперимент: часть призывников будут переодевать в форму не в частях, как раньше, а на сборных пунктах.
Единственное, пожалуй, что на общем достаточно мрачном фоне может порадовать, это уменьшение числа уклонистов. Если в 2000 году их было 30 тыс., то сейчас лишь 18 тыс. Столица и здесь лидер -- 1132 юных москвича находятся в бегах, в области таких 2,5 тысячи.
Николай ПОРОСКОВ