Время новостей
     N°79, 08 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.05.2001
Проверено, плохих фильмов нет
Завтра откроется 54-й Каннский кинофестиваль
Программа Каннского фестиваля вызвала нарекания прессы. Писали, что конкурс оставляет впечатление дежа вю. Среди режиссеров, которые будут соревноваться за «Золотую пальмовую ветвь», -- братья Коэны («Человек, которого там не было») и Дэвид Линч («Малхолленд драйв»), Александр Сокуров («Телец») и Маноэль де Оливейра («Я возвращаюсь домой»), Нанни Моретти («Комната сына») и Шохей Имамура («Теплая вода под красным мостом»), уже имеющие на каминной полке награды фестиваля. Упрек несправедлив. Во-первых, какой же отборщик откажется от последней картины Дэвида Линча, который с возрастом снимает иначе, но не хуже, пусть Линч и получил «Золотую ветвь» за «Диких сердцем» (1990). Во-вторых, Канн по-прежнему определяет фестивальную моду. Ориенталистская экзотика все еще в цене, но центр смещается от Ирана и Китая в сторону Японии. Иран, едва ли не главную кинематографическую державу последних лет, представит классик Мохсен Макмальбаф («Кандагар»). От Китая в Канн приедет Ху Сяо-Сьен («Миллениум Мамбо») -- он уже в пятый (!) раз принимает участие в конкурсе. Так что здесь сенсаций не предвидится. А вот от японских картин («Расстояние» Хирокацу Корэ-эды, «Пустынная луна» Шиньи Аоямы, «Теплая вода под красным мостом» Шохея Имамуры) можно ждать любых сюрпризов. Как и от тайваньского «Сколько времени там, внизу».

Но свет с востока придет не только из Японии. Наконец-то Россия в Канне представлена достойно. «Телец» Сокурова с еще большим правом будет претендовать на призы, чем его же «Молох» (приз за лучший сценарий, 1999). Удивителен успех молодого Артура Аристакисяна, первый игровой фильм которого «Место на земле» отобран в программу «Двухнедельник режиссеров». У нас картину показали на нескольких полузакрытых просмотрах -- вызвала она как восторги, так и обвинения в «очернении путинской России». Насчет путинской России -- это сгоряча: фильм снимался восемь лет. А шок -- эстетический, этический и физиологический -- обеспечен. Однако любой натурализм можно простить за искренний поиск добра и веры, которого, казалось, в новом изощренном кино и быть не может.

Следите за репортажами из Канна, которые будут регулярно публиковаться на страницах нашей газеты.

Алексей МЕДВЕДЕВ