|
|
N°53, 30 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Здесь вам не тут
Архитектурные выставки Года Германии в России
Аккомпанементом открывающейся на этой неделе мегавыставки «Москва--Берлин» служат экспозиции в разных залах Москвы, так или иначе объединенные темой «Проблемы современного мегаполиса». В Государственном центре современного искусства показывают «Шизораму» (молодое искусство Берлина), в Доме фотографии -- «Берлинскую лазурь», в Музее архитектуры имени А.В. Щусева -- «Текущий Берлин» (новая архитектура по берегам реки Шпрее) и «Берлин! Дизайн».
В контексте главной выставки «Москва--Берлин» маленьких сателлитов видишь в двойном зеркале. Даже если тема ограничена Берлином, ее непременно проецируешь на ситуацию российской столицы. Применительно к архитектуре сближение вполне оправданно. В обоих случаях архитектурное развитие мегаполиса нельзя назвать благополучным. Война идеологий и политических систем оставила на теле городов глубокие шрамы. В угоду политической конъюнктуре варварски уничтожались исторические ансамбли (аналогом разрушенным кремлевским монастырям и взорванному храму Христа Спасителя может служить Берлинский городской дворец -- украшавший исторический центр памятник в стиле барокко начала XVIII столетия, взорванный по приказу Вальтера Ульбрихта в 1950 году). Место качественной новой архитектуры занимало убогое и безликое проектирование.
Попавший во флигель Музея архитектуры на выставку «Текущий Берлин» чиновник из московской мэрии наверняка обрадуется. Судя по количеству планшетов с новыми проектами, в Берлине будут строить много и дорого. На долгие годы всем на хлеб с маслом хватит. Совсем как в Москве! Не спешите с выводами. Главное достоинство выставки в Музее Щусева: она показывает не общее бессмысленное наших с ними «планов громадье», а как раз оттенки отличий. И когда изучаешь эти отличия (в том числе и благодаря отлично изданному каталогу-путеводителю), резюмируешь крылатыми словами небезызвестного функционера: «Здесь вам не тут!»
Первое отличие: системное мышление немецких градостроителей и дискретное -- московских. Выражается оно в том, что в Москве покушаются прежде всего на сложившийся (!) городской ансамбль, не нуждающийся в корректировке, а нуждающийся в тщательной реставрации и сохранении. Вторжение в него -- акт вандализма. В «Текущем Берлине» основой градостроительного процесса является освоение так называемой «внутригородской периферии», мертвых, инертных зон: бывших электростанций, скотобоен, заводских территорий, пустырей, мест, где тянулась Берлинская стена. Такая урбанизация город не раздирает, а связывает. И сравнивать воздвигнутый на месте завода электроприборов времен ГДР сверхмодный и сверхкачественный хай-тек Герхарда Шпангенберга (здание Трептауэр) с занявшим территорию хорошей исторической застройки гадким торговым центром на Арбатской площади могут -- воспользуемся определением Льва Рубинштейна -- только «суки бестактные».
Второе отличие: качество архитектуры. По этим параметрам наше положение вообще аховое. Если офисные здания у нас строит Моспроект-2, то в Берлине один из лидеров мировой архитектуры Рэм Кулхаас. Санация исторического центра осуществляется у них -- благодаря идеям автора пирамиды Лувра Йо Мэн Пея, у нас -- благодаря идеям Михаила Посохина-младшего... И вправду, здесь вам не тут!
Казалось бы, реванш Москва может взять благодаря выставке «Берлин! Дизайн». Странная экспозиция. Первое ощущение, что стал гостем какого-то кружка «Оч.Умелые ручки». В стиле «бедного искусства» сделаны кресла-качалки-люльки, шезлонг, выдвигающийся из окна на консоли («самодельный балкон», так в пресс-релизе), светильники, растущие прямо из розетки, кубические парты и плавающие кабинки для жилья, вроде тех, на которых перемещались по времени герои фильма «Гостья из будущего». Но, познакомившись с разделом архитектурного дизайна, понимаешь, что даже это «бедное искусство» своим интеллектуальным радикализмом даст фору любимой в России гламурной роскоши. Вариант укрытия камуфляжем дурацкого дворца гэдээровского советского периода, рафинированное использование живого древесного материала в проекте часовни Примирения, ироническое оформление модных клубов мебелью «Назад в ГДР» -- все это отличное ноу-хау. И оценивается здесь не количество потраченных на алюминий, никель, мрамор, малахит, позолоту и бархат у.е., а коэффициент творческого усилия, умение мыслить интересно.
Сергей ХАЧАТУРОВ