|
|
N°53, 30 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иностранцев пустят в авиапром
Борис Алешин исправляет федеральный закон
Глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин заявил вчера, что его ведомство готовит законопроект, который позволит иностранным инвесторам приобретать до 49% капитала российских авиастроительных предприятий. В связи с этим г-н Алешин сделал два несколько странных замечания. С одной стороны, он пообещал в течение года провести законопроект через правительство и Государственную думу. С другой -- начальник агентства признал, что пока не представляет себе, какой именно вид этот документ примет в процессе дальнейшей разработки.
Сейчас доля иностранного участия в стратегических авиастроительных компаниях России ограничивается статьей 12 федерального закона «О государственном регулировании развития авиации», принятого в 1997 году. Формулировка этой статьи вообще-то допускает разные юридические толкования, но в последние годы в практике российских регулирующих органов утвердилась одна интерпретация данной нормы: иностранная доля в капитале предприятия отечественного авиапрома не может превышать 25% минус одну акцию. Однако практика подсказала директорам и чиновникам авиапрома, что подобная жесткость иногда мешает притоку финансов в отрасль.
Вчера г-н Алешин сделал свои заявления на пресс-конференции по поводу публичного размещения акций корпорации «Иркут» (см. предыдущий номер газеты «Время новостей»). По оценке организаторов размещения, 12--15% акционерного капитала «Иркута» оказалось в руках иностранных инвесторов. Госпакет акций корпорации сократился до сопоставимой величины -- 13,4% (до размещения было 14,7%). При этом руководство «Иркута» не исключает продажу новых пакетов своих акций иностранцам в будущем.
Комментируя этот прецедент, г-н Алешин заявил, что поправки в действующий закон «надо сделать хотя бы ради компании «Иркут» (т.е. чтобы она могла предложить зарубежным инвесторам достаточное количество своих ценных бумаг. -- Ред.)». Однако глава агентства не уверен, что простое увеличение «потолка» инвестиций с 25 до 49% капитала станет удовлетворительным решением проблемы. «В дальнейшем надо решить, что государство может продавать, а что оставит за собой, -- полагает г-н Алешин. -- На мой взгляд, закон будет дрейфовать от простого определения доли участия к более сложным смысловым конструкциям. Каким -- я пока не готов сказать». На все обсуждение, по его словам, уйдет около года.
Чуть больший срок -- два года -- г-н Алешин отводит на реорганизацию отечественного авиапрома в единую национальную компанию. Эту идею он развил в недавнем прошлом, находясь на посту вице-премьера правительства. Вчера он заявил, что реорганизация кабинета министров, в результате которой изменился, в частности, и его личный статус, вызвала лишь «техническую паузу» в строительстве национальной авиастроительной корпорации. Концептуально и идеологически задача остается прежней. Г-н Алешин предложил двухступенчатый график решения задачи.
На первом этапе предприятия отрасли объединяются в консорциум, сохраняя свою юридическую самостоятельность. Для руководства им создается управляющая компания, акции которой распределяются между фирмами -- членами консорциума. Государство тоже должно получить свой пакет акций управляющей компании, но он не обязательно будет очень крупным -- возможно, не больше блокирующего. Собственно национальная авиакорпорация появится на втором этапе, путем перевода членов консорциума на единую акцию. Г-н Алешин прозорливо предсказал, что определение доли акций, полагающейся каждому участнику объединения, окажется на этом этапе «ответственной и трудоемкой» задачей.
Михаил КУКУШКИН