|
|
N°53, 30 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мастер, класс и клиника
Гитарист Джо Сатриани открыл москвичам секреты виртуозности
Джо Сатриани называют «гитарист гитаристов», и этим, собственно говоря, почти все сказано о влиянии, которое он оказал на самых разных музыкантов 80-х и 90-х годов.
Звезда американского гитариста-виртуоза, композитора и педагога Джо Сатриани взошла в середине 80-х. С творчеством этого человека, прямо или косвенно взрастившего целую плеяду отменных гитаристов, напрямую связано развитие гитарной виртуозности конца прошлого века. У Сатриани обучались, в частности, такие будущие мастера, как Керк Хеммит (Metallica), Стив Вай (игравший с Френком Заппой, Девидом Ли Ротом и Whitesnake) и джазмен Чарли Хантер, впоследствии даже придумавший свою собственную восьмиструнную гитару. Кстати, именно Вай, быстро прославившийся и завоевавший репутацию виртуоза, поспособствовал своему учителю в его собственной сольной карьере.
С середины 80-х Сатриани является эндорсером гитарной фирмы Ibanez, то есть играет только на специально разработанных для него моделях Ibanez (в названиях их серийных моделей -- инициалы музыканта: JS, т.е. Joe Satriani). Разработки инженеров и музыкантов-эндорсеров этой фирмы как раз учитывают чаяния виртуозов или тех, кто стремится ими стать. Среди разработок Ibanez, например, такая чудная вещь, как лады с углублениями, -- например, в гитаре Стива Вая. Также именно Ibanez создал семиструнную гитару для Вая, которая в 80-е казалась экзотикой, а сегодня весьма популярна среди гитаристов групп, играющих nu-metal.
В минувшее воскресенье Сатриани приехал в Москву как раз для того, чтобы представить новую гитару JS 1200 и провести мастер-класс, который у гитаристов называется странным словом «клиника». Последний альбом Сатриани Is There Love In Space, выходящий буквально на днях, записан с этой гитарой, а также ее ранними инкарнациями: новый JS разрабатывался около десяти лет. Мне удалось пообщаться с Джо Сатриани, и только ответ на мой вопрос о новинках и «наворотах» этого инструмента занял у музыканта минут пять! По словам Сатриани, у JS 1200 усовершенствовано практически все -- от колков до звукоснимателей. Особенно музыкант доволен тем, что теперь быстрые пассажи на басовых струнах звучат значительно лучше.
Джо Сатриани производит впечатление типичного «препода»: спокойный, интеллигентный, он способен четко и доступно ответить на любой вопрос. Про свое кратковременное участие в группе Deep Purple музыкант сказал, что, хотя ему и нравится группа и все партии Ричи Блекмора он знает наизусть с детства, все-таки он решил заниматься сольной карьерой, а в лице Стива Морза Deep Purple нашли даже более адекватную своему стилю замену.
Несмотря на такую сугубо утилитарную цель, как промоушн инструмента (серийная модель которого будет продаваться в Москве), визит Сатриани можно считать настоящим культурным событием. Во-первых, музыкант легко развеял все досужие разговоры о свойственной ему «виртуозности без чувства». Концерт (простите, «клинику», которая состоялась в Центральном Доме литераторов) Сатриани начал с красивой мелодии The Crush Of Love (с альбома Dreaming №11 1988 года). Играл он ее под «минусовку» бас/барабаны, и даже в таком виде она прозвучала настолько ярко, страстно и искренне, что мгновенно стало стыдно за все поверхностные инсинуации. Во-вторых, то, что показал Сатриани в Москве, способно «пробить» и пленить любого музыкально мыслящего человека. Не говоря уже о том, сколь полезный и редкий урок получили многие московские гитаристы (а среди них в зале были, например, знаменитые Виктор Зинчук и Дмитрий Четвергов). Джо не только продемонстрировал массу технических приемов (тэппинг левой рукой, двуручный теппинг, всяческие «вертушки», изумительно красивое использование машинки «тремоло»), но и ознакомил слушателей со своими композиторскими идеями. Трудно поверить, что вообще-то для Сатриани это был всего лишь второй мастер-класс в жизни!
Александр БЕЛЯЕВ