|
|
N°52, 29 марта 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
CD-MUSIC
Norah Jones. Feels Like Home (Blue Note/Capitol/Gala)
Американская певица, пианист и автор песен Нора Джонс получила в прошлом году восемь премий «Грэмми», ее альбомы хорошо продаются во всем мире. Даже в России. Откуда такой успех, никто не знает. Предельно разреженная музыка, сочетающая элементы кантри, фолка, и какой-то далекий отзвук джазовых песен-стандартов, да еще и спетый тихим голосом, -- как это может быть востребовано миллионами людей? Почему так происходит на Западе -- тысяча объяснений. Более понятна относительная известность мисс Джонс у нас -- она попала в ту нишу, где 10--15 лет назад была Шаде. При всей стилистической несхожести есть очевидное совпадение: и то и другое можно назвать «джаз для всех» или «эстрада для умных». Потребитель такой музыки -- образованный человек средних лет, с некоторыми деньгами. «Загрузить» его MTV-форматом невозможно, к русскопопсовым, русскороковым и шансонным радиостанциям (то есть всему радиопространству) такой потребитель относится с врожденной брезгливостью, а в музыкальный магазин ходит как на охоту: в прямом смысле «вылавливать» новую интересную музыку, о которой нигде нет никакой информации.
Новый альбом Норы Джонс Feels Like Home отличается от предыдущего (Come Away With Me, 2001 год) в лучшую сторону. Он более темповый, более плотный, с качающим ритмом. Группа Норы Джонс -- «тихий шторм»; таким малым полуакустическим составом и такими разреженными аранжировками создается определенная мощь. Почти все песни диска написаны Норой и ее группой (в отличие, опять же, от предыдущего, где было несколько каверов американской фолк- и кантри-классики). Здесь -- только кавер Тома Уэйтса (!) The Long Way Home. Также есть занятный эксперимент по превращению пьесы Дюка Эллингтона Don't Miss You At All в песню путем «добавления лирики».
И еще. Что особенно приятно, российская перепечатка Feels Like Home сделана просто «в ноль» с американского.
Cheb Mami. Du Sud Au Nord (Virgin France)
Творчество французского певца алжирского происхождения Шеба Мами довольно неровно. Шеб исполняет алжирский музыкальный стиль "рай" с элементами европейской попсы; некоторые записи его способны нравится только фэнам французского шансона, иные интересны лишь для собирателей музыки Ближнего Востока, но есть и такое, что можно рекомендовать абсолютно всем. К последним относится незабвенная Je n'ai regrette de rien -- ее Шеб исполнил на прошлогоднем альбоме -- посвящении Эдит Пиаф. К очевидным удачам, попаданию в попсовую тему, относится и новый диск Du Sud Au Nord ("С юга на север"), сборник дуэтов как выходивших на альбомах других исполнителей, так и не издававшихся. В результате имеем жанровое и стилистическое разнообразие. Расслабленный солнечный регги от Зигги Марли и группы Aswad противопоставлен яростному рэпу из уст 113 и K-Mel, а им в свою очередь псевдороковый итальянец Цуккеро со своей известной песней 96-го года Cosi Celeste. Великая удача альбома (и Шеба) -- дуэт с английской певицей индийского происхождения Сушилой Раман (несколько лет назад она выступала у нас в клубе "Дом"). Вместе они исполняют обворожительную балладу Nagumomo с сольного альбома Раман Salt Rain. Египетская певица Самира Саид -- как будто специально для тех, у кого теплые воспоминания о египетской эстраде -- то есть убойный ритм и максимум арабского слова «хабиби» (т.е. «любимая») в текстах. Песня (с Шебом) из ее альбома Youm Wara Youm 2002 года. Несмотря на несколько случайный характер этого полуальбома-полукомпиляции, Du Sud Au Nord представляет world-mix в лучшем виде. Ошеломительное столкновение небесного вокала Шеба с разными известными людьми из других стран может поспособствовать распространению известности певца. Если, конечно, такая цель ставилась.
Александр БЕЛЯЕВ