|
|
N°79, 08 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
История с продолжением
Репрессированные народы могут остаться без территории
В Государственной думе разрабатывается новый закон «О реабилитации репрессированных народов РФ». Старый закон, отметивший недавно свое десятилетие, по мнению депутатов, не соответствует действующей Конституции. Двум думским комитетам -- по законодательству и по делам национальностей -- еще в октябре прошлого года было поручено разработать проект закона, в котором проблемы реабилитации репрессированных народов и жертв политических репрессий нашли бы свое разрешение.
Однако сами репрессированные народы категорически против нового закона «О реабилитации...», поскольку из него выпадает очень важная для них статья -- о возвращении вернувшимся из ссылки людям их исконных земель. Об этом шла речь на прошедшем накануне майских праздников в Ингушетии съезде представителей репрессированных народов -- ингушей, чеченцев, корейцев, немцев, балкарцев, турок-месхетинцев, крымских татар.
Делегаты съезда всеми силами защищали закон, снявший с них клеймо предателей родины и давший им возможность получать компенсацию за потерю имущества (правда, по мнению многих, причитающиеся им 10 тыс. рублей -- оскорбительно маленькие деньги). Представители депортированных народов уверены, что «закон в целом и ни одна из его статей никогда не служили причиной возникновения или обострения национальных конфликтов». По их мнению, наоборот, неисполнение закона, особенно «в части территориальной реабилитации», привело к осетино-ингушскому и чеченскому конфликтам. Съезд принял обращение к руководству и общественности России, в котором попросил Госдуму «пересмотреть ее решение от 18 октября 2000 г. относительно закона «О реабилитации...» как неприемлемое и опасное по последствиям», а правительство -- разработать механизм реализации действующего закона.
Кроме того, делегаты обратились к Владимиру Путину с просьбой о встрече с представителями репрессированных народов. А чтобы было кому лоббировать интересы репрессированных народов в Москве, на съезде было решено «создать координационный совет -- постоянно действующий рабочий орган для координации и осуществления работы по восстановлению в полном объеме их гражданских прав и свобод».
Между тем сегодня вряд ли возможно перекроить границы российских республик и вернуть репрессированным их территории, так как на них были переселены, иногда даже насильно, другие люди. Потому и появилась идея вообще изъять из закона «О реабилитации...» статью о возвращении земель вернувшимся из ссылки.
Проведению съезда в Ингушетии с самого начала ощущалось противодействие федерального центра. В оргкомитете получили письма из Минфедерации, из администрации российского президента, от полпреда Южного округа Виктора Казанцева и его первого заместителя Александра Коробейникова с просьбой перенести съезд на сентябрь и вообще провести его не в Магасе, а в Москве. Дату несколько раз переносили, пока не остановились на 26 апреля (десятилетняя годовщина со дня принятия закона «О реабилитации репрессированных народов РФ»). Не все делегаты добрались до Магаса: не было представителей казачества, поскольку, как казаки написали в письме к съезду, им «не советовали этого делать в аппарате полпреда президента в Южном округе». Через границу Кабардино-Балкарии не пропустили делегацию карачаевцев, единственный балкарец пробирался в Магас, по его словам, чуть ли горными тропами, так как балкарскую делегацию также не пропустили через границу КБР.
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ, Магас--Москва