|
|
N°79, 08 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каждый пятый
Не вызывает никаких сомнений, что День Победы остается одним из самых почитаемых в нашей стране праздников. Тем не менее пятая часть опрошенных уже не считает его каким-то особенным днем, отличным от других выходных. Эта часть респондентов не вспоминает о погибших и не отмечает в этот весенний день победу над фашизмом, а просто пользуется возможностью не ходить на работу.
Об этом как-то не задумываются, но с каждым годом становится очевиднее, что праздник постепенно утрачивает свое значение. Особенно это заметно среди родившихся спустя много лет после Великой Отечественной, когда слово «война» в России стало употребляться уже не только в единственном, но и во множественном числе. Это подтверждает и анализ возрастной структуры опрошенных: если среди граждан старше 60 лет 88% отмечают 9 мая именно как День Победы, то среди молодежи от 18 до 29 лет таких только 65,1%.
Видимо, в российском массовом сознании Великая Отечественная война постепенно переходит в разряд обычных исторических событий, не имеющих отношения к повседневной жизни россиян и не являющихся поводом для особых торжеств. Причем это можно объяснить не только отсутствием внимания к событиям 1941--1945 гг. со стороны государства, которое как бы оставило знаменитую «вахту памяти», не только ослаблением пропагандистской работы среди молодежи. Новейшая история России чрезвычайно насыщена новыми военными конфликтами -- такими, как Афганистан или Чечня. Они сегодня для многих ближе и нагляднее, чем победа над фашизмом.
Александр МУЗАФАРОВ, аналитик компании РОМИР