|
|
N°78, 07 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разговор с тенью
Ким пообщался с Бушем через европосредников
На прошлой неделе Северная Корея стала главным ньюсмейкером Восточной Азии -- встреча лидера КНДР Ким Чен Ира с делегацией ЕС странным образом совпала с загадочным инцидентом в токийском аэропорту, где с подложными документами был задержан некто, представившийся сыном Ким Чен Ира. За кулисами двух событий, вызвавших большой резонанс в мире, стоит по большому счету одна и та же проблема -- северокорейский режим хочет выйти из изоляции, не делая при этом значительных уступок Западу.
«Тройка» Евросоюза, в которую входили глава Евросовета шведский премьер Йоран Перссон, верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана и комиссар по внешним связям Кристофер Паттен, осталась довольна пятичасовой беседой с «великим вождем». Ким Чен Ир был улыбчив, блистал эрудицией и говорил без бумажки. Однако собеседники хорошо понимали, что поток пхеньянского обаяния и красноречия предназначен для третьей, отсутствующей за столом стороны -- Вашингтона. Администрация Буша уже отказалась от продолжения линии Клинтона на сближение с КНДР, но новую политику еще не сформулировала. Ким Чен Ир использовал возможность для того, чтобы проинформировать Буша о конструктивности своей позиции.
Ким заявил, что мораторий 1999 года на испытание Северной Кореей своих баллистических ракет будет продлен до 2003 года. Причину выбора именно этой даты европейцам не раскрыли, Вашингтон же был вынужден отреагировать словами одобрения. Южнокорейский президент Ким Дэ Чжун оптимистично заявил, что продление моратория до 2003 года «явилось большим достижением, чем мы могли ожидать».
С другой стороны, Ким Чен Ир намекнул Бушу на желательность возвращения к отброшенной Белым домом повестке дня клинтоновских времен. По поводу экспорта корейских ракет в нестабильные страны (Ирак, Иран, Сирия, Ливия и т.д.) «великий вождь» прямо заявил, что продаст ракеты любому покупателю, если таковой появится. Генеральный секретарь МИД Швеции Ханс Дальгрен истолковал слова Кима таким образом, что экспорт ракет является для Севера чисто коммерческим вопросом: «Если кто-то восполнит им потерю дохода, они будут рады прекратить экспорт». Напомним, что в конце прошлого года Вашингтон вел напряженные переговоры о компенсации КНДР за отказ от ракетного экспорта, но в последний момент сделка сорвалась.
Ким Чен Ир подтвердил намерение посетить Сеул с ответным визитом, однако он не видит возможности отправиться в поездку, пока не завершится процесс пересмотра американской политики. Он пожаловался гостям, что южнокорейский президент находится под слишком большим влиянием США. Не меньшую обиду вызвало в Пхеньяне решение Вашингтона вновь включить КНДР в список стран, поддерживающих международный терроризм, -- в октябре прошлого года Ким Чен Ир договорился с Олбрайт, что США этого делать не будут.
Но решить проблему сближения Севера и Юга без Вашингтона не удастся. Перссон признал: «Мы не заменим Соединенные Штаты. Это невозможно».
Однако у отношений ЕС с КНДР есть и собственное измерение. В ближайшее время Евросоюз направит в Северную Корею две технические миссии, которые будут консультировать Пхеньян по взаимодействию с международными финансовыми институтами и возрождению энергетической отрасли. Со своей стороны, власти Северной Кореи согласились направить летом в Брюссель официальную делегацию для обсуждения проблем прав человека в КНДР. Последнее особенно воодушевило чувствительных к правозащитной тематике европейцев -- правда, сам Ким Чен Ир ограничился одобрительным киванием, не сказав о правах человека ни слова.
По мнению Паттена, хорошо знающего азиатских коммунистов благодаря опыту губернаторства в Гонконге, Пхеньян на деле хочет «открыться навстречу большему международному сотрудничеству».
Александр ТИМОФЕЕВ