|
|
N°78, 07 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прагматизм вместо демагогии
У Ислама Каримова и Владимира Путина совпали принципы
То, что закончившийся 5 мая государственный визит в Москву президента Узбекистана окажется успешным, сомневаться не приходилось. В российской столице сделали все для того, чтобы чувствительный к тонкостям протокола узбекский лидер почувствовал особенное отношение нынешнего хозяина Кремля. И г-н Каримов оценил это в полной мере, не раз за три дня публично выразив благодарность за оказанный прием. «Понимаю, что у кого-то это вызывает удивление, а у кого-то даже изжогу, но это уже их проблемы», -- заметил президент Узбекистана. Пассаж этот явно был адресован некоторым из ближайших соседей Ташкента по СНГ, ревниво относящимся к российским знакам внимания в адрес Узбекистана.
Залогом успешных переговоров стало интенсивное приватное общение Владимира Путина и Ислама Каримова сразу после прилета последнего в Москву 3 мая. В загородной резиденции Ново-Огарево оба лидера разговаривали около четырех часов, сначала во время обеда с супругами, а затем с глазу на глаз.
На следующий день в Кремле фактически осталось подвести только формальные итоги переговоров. Были подписаны все намеченные 10 документов. Из них на уровне президентов -- совместное российско-узбекское заявление и договор о сотрудничестве по пограничным вопросам. Ташкент вот уже два года не участвует в Договоре о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ. Однако нынешний пограничный договор дополняет заключенный в декабре 1999 года российско-узбекский договор о сотрудничестве в военной и военно-технической областях и на двухстороннем уровне отчасти компенсирует выход Узбекистана из ДКБ. Как заметил газете «Время новостей» высокопоставленный кремлевский чиновник, «в отношениях с Ташкентом мы готовы заходить далеко ровно настолько, насколько готов он сам».
Ислам Каримов выразился еще откровеннее: «Разговоры о том, что Узбекистан дистанцируется от России, ведет тот, кто не вникает в ситуацию. У Москвы и Ташкента нет позиций, по которым они бы расходились, но есть вопросы, по которым Узбекистан выступает с самостоятельных позиций, при этом они не противоречат стратегическим интересам России».
Узбекский президент даже процитировал на память понравившиеся ему формулировки из путинского послания Федеральному Собранию о национальных интересах, прагматизме и экономическом интересе, как о главных приоритетах российской внешней политики. «Это и наши принципы, именно в таком духе мы и должны сотрудничать, отбросив в сторону демагогию советских времен о «братских отношениях».
Ташкент предложил Москве изменить «традиционный и даже консервативный» подход к взаимной торговле, условно -- «хлопок в обмен на лес и металл» и придти в Узбекистан стратегическим инвестором. Путину идея понравилась, но она «требует изменения российского законодательства». В ответ на убежденность г-на Каримова в том, что Москва «может углублять» интересы в Центральной Азии, президент России пообещал гостю «удовлетворить все нужды узбекской армии адекватно той ситуации, что складывается сейчас в Центральной Азии».
Москва также приветствовала подключение Ташкента к Шанхайскому форуму, который после саммита в Шанхае 15 июня будет, видимо, преобразован в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Узбекистан вместе с Китаем, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном может стать соучредителем новой влиятельной региональной структуры.
Аркадий ДУБНОВ